Оксфорд - Кембридж: восемь в одной лодке, не считая рулевого

И так уже без малого два века...

«Сдвинули с берега мы корабли на священное море,
Разом могучими веслами вспенили темные воды»


В последние полтора столетия картина, подобная той, что много веков назад описал великий Гомер, является взору каждую весну с берегов Темзы.


Традиция, ныне считающаяся национальным британским достоянием, была заложена благодаря двум студентам знаменитых университетов. Чарльз Меривэйл, впоследствии известный английский историк и церковный деятель, учился в Кембридже, а его приятель Чарльз Уордсуорт, будущий шотландский епископ – понятное дело, в Оксфорде. Они и задумали посостязаться в искусстве гребли, сколотив из своих однокашников экипажи в виде восьмерок с рулевыми. Первый официальный вызов исходил в 1829 году от Кембриджа, однако победу одержал Оксфорд.


Следующая гонка состоялась семь лет спустя, и Кембриджу удалось взять реванш. Именно идея реванша и заложена в основе традиции: инициатором очередной дуэли становится проигравшая команда. Но поначалу регата проводилась нерегулярно – вероятно, потому, что вызывающая команда должна была быть уверенной в своих силах и знать, что ее коллектив способен дать решительный бой почивающему на лаврах сопернику. Лишь с 1856 года гонка стала ежегодной, и прервать ход событий смогли только две войны.


Впрочем, даже во время Второй мировой состоялись четыре регаты, которые, однако, не входят в общий реестр, так как проводились в других местах и официального статуса не имели. А потому в летописи легендарной гонки зафиксированы два пробела – с 1915 по 1919 год и с 1940-го по 1945-й.


Классическая дистанция составляет 4 мили и 374 ярда (6 779 метров) от Патни до Мортлейка, минуя Хаммерсмит и Барнс. Один только выбор маршрута свидетельствует о том, что студенты-гребцы никогда не искали легких путей: лодки движутся с востока на запад, то есть против течения Темзы, причем по ходу движения им приходится преодолевать крутые повороты в форме буквы S. Все это существенно отличается от поистине «тепличных» условий, в которых проводятся официальные старты в гребном спорте. Участникам чемпионатов мира и Олимпийских игр приходится преодолевать лишь 2 000 метров по прямой, как правило, по абсолютной гладкой поверхности специально прорытого гребного канала. Неудивительно, что из участников университетской регаты регулярно вырастают великие чемпионы (в скобках заметим, что наличие триумфаторов Олимпиад и чемпионатов мира в составе далеко не всегда обеспечивает университетскому экипажу победу).


Еще одно важное отличие данной гонки от чисто спортивных стартов – полное пренебрежение к погодным условиям. Английская погода, как известно, вообще непредсказуема, а уж весенняя непредсказуема вдвойне. Тем не менее, ни проливной дождь, ни порывистый ветер, ни резкое повышение уровня воды в реке не в силах остановить участников, для которых чем сложнее, тем интереснее. Как, собственно, и для многочисленных зрителей: неслучайно же на берегах Темзы в день гонки собирается до четверти миллиона человек, а стабильная телеаудитория составляет 7-9 миллионов. Большим интересом пользуется трансляция и за пределами Великобритании, однако в части цифр здесь имеются большие расхождения: в различных источниках данные о зарубежной аудитории колеблются в пределах 5 – 120 миллионов человек.


Разумеется, особую привлекательность для зрителей имеет специфический характер борьбы на дистанции, располагающий к всевозможным коллизиям. В отличие от классических спортивных регат, где каждая лодка движется по специально отведенной дорожке, обозначенной буйками, на Темзе ничего подобного нет, и каждый экипаж вправе использовать всю ширину реки. Перед стартом проводится жеребьевка, определяющая, кому с какой стороны стартовать, и это обстоятельство, как можно понять, имеет важнейшее значение: одна лодка получит возможность войти в первый поворот по внутреннему радиусу, другой же придется двигаться по более протяженному маршруту.


Тактическая борьба здесь не ограничивается равномерным распределением сил на всю дистанцию и строгим следованием удобному для себя графику. Специфика регаты заставляет гребцов с самого старта работать на пределе возможностей, поскольку лодка, вырвавшаяся вперед более чем на корпус, имеет право занять позицию впереди конкурирующего судна, и тогда задача отстающего становится архисложной. Совершить обгон в такой ситуации практически невозможно, хотя бывает всякое – дистанция-то изобилует поворотами. Да и течение далеко не везде равномерно: чем больше глубина – тем оно слабее, а потому, заняв выгодную позицию, можно сэкономить немало сил.


Все это приводит к тому, что лодки не только мчатся от старта к финишу, но еще и постоянно маневрируют, зачастую перемещаясь по пересекающимся маршрутам. Таким образом, регата превращается в, по сути, контактную разновидность гребли, в которой возможно все: задевать своими веслами чужие – обычное дело, случаются и непосредственные столкновения лодок и даже… затопления!


Такие катастрофы чрезвычайно редко, но все же имеют место и, конечно же, сама вероятность подобного развития событий добавляет азарта многочисленным зрителям. В истории каждой команды есть по три печальных эпизода: Кембридж тонул в 1859 и 1978 годах, Оксфорд – в 1925-м и 1951-м. А в 1912 году затонули обе лодки, и гонку пришлось проводить заново! Приключился однажды и один совсем курьезный случай: в 1985 году лодка Кембриджа перевернулась во время разминки, врезавшись в стоявшую на приколе баржу.


Свои законные места в истории обретают события, происходящие не только непосредственно на водной глади, но и не берегах знаменитой реки. Так, например, в 1897 году полицейским пришлось за неподобающее поведение арестовать одного из зрителей, вошедшего в раж и потерявшего нормы приличия. Им оказался будущий основатель Пакистана Мохаммед Али Джинна, изучавший юриспруденцию в Оксфорде. Воспет в фольклоре и знаменитый радиокомментатор Би-Би-Си Джон Снэдж, чей голос во время Второй мировой войны был знаком каждому британцу так же, как голос Юрия Левитана – любому жителю СССР. Во время репортажа о гонке 1949 года Снэдж, захваченный драматизмом разворачивавшихся перед ним событий, произнес: «Не вижу, кто в данный момент лидирует, но это либо Оксфорд, либо Кембридж».


Да уж, драматизм во время гонок таков, что трудно не потерять голову. И с годами напряженность только растет, свидетельством чему стали регаты последних лет. Расскажем об этих событиях поподробнее.


В 2002 году считавшийся явным фаворитом Кембридж лидировал еще за несколько сот метров до финиша, когда один из его гребцов рухнул от изнеможения. Это позволило Оксфорду в последний момент вырваться вперед и обогнать соперника на три четверти корпуса. Причем обгон был совершен по внешнему радиусу последнего поворота, чего прежде не случалось ровно полвека.


Мало кто ожидал, что гонка 2003 года сравнится по накалу с предыдущей. Кембридж вновь ходил в ранге фаворита, но за два дня до старта в столкновении во время тренировки получил травму один из сильнейших его гребцов Уэйн Поммен. Вынужденная замена ослабила экипаж, и Оксфорд снова победил – с минимальным в истории преимуществом, составившим всего один фут. Та гонка была примечательна еще и тем, что в регате участвовали две пары братьев, находившихся по разные стороны баррикад: Мэтт Смит и Дэвид Ливингстон гребли за Оксфорд, а Бен Смит и Джеймс Ливингстон – за Кембридж.


В 2004 году Кембридж сумел-таки взять реванш в гонке, отмеченной множественными столкновениями весел на первой части дистанции. В результате одного из них гребец Оксфорда был сбит со своего места, что, конечно же, сильно затормозило лодку.


Победу Оксфорда в 2006 году многие объясняли тем, что в его лодке была установлена помпа, автоматически откачивавшая излишки воды. Однако правилами такое не запрещено, и Оксфорд использовал эту техническую новинку еще с 1987 года, так что оставалось лишь удивляться тому, что Кембридж не последовал его примеру.


В прошлом году убедительную победу одержал Кембридж. Впрочем, его перевес – в корпус с четвертью – многие посчитали не таким уж значительным, учитывая, насколько сильнее выглядел экипаж на бумаге. В его составе были два чемпиона мира – немцы Торстен Энгельманн и Себастьян Шульте, обладатель золотой олимпийской медали Киран Уэст и призер первенства Великобритании Том Джеймс. Кроме того, кембриджский экипаж значительно превосходил соперника как по общему весу (а в гребле это чрезвычайно важное обстоятельство), так и по опыту: за него гребли пятеро «синих», тогда как за Оксфорд – только один.


«Синий» - почетный титул, который по окончании регаты получает каждый ее участник. Объясняется это традиционными цветами экипажей: Кембридж выступает в светло-синем, Оксфорд – в темно-синем. Любопытно, что эти цвета практически не используются в английской геральдике, однако присутствуют на гербе одного из 32-х районов Большого Лондона – Лондон-Боро-оф-Ричмонд-апон-Темз. Именно по территории данного района пролегает основная часть дистанции, и герб однозначно указывает на это важное обстоятельство: на нем изображены два грифона, держащие весла (одно, понятно, светло-синее, другое – темно-синее).


Нынешняя гонка не была отмечена упорной борьбой. Оксфорд считался явным фаворитом и к финишу добился преимущества в шесть корпусов лодки. Результат победителей – 20 минут 53 секунды – оказался самым медленным с 1947 года, но необходимо отметить, что погодные условия в субботу были очень тяжелыми. Мелкий дождь и сильный ветер явно не помогали гребцам, хотя история регаты знавала и более ненастную погоду.


Так или иначе, Оксфорд одержал третью победу за четыре года. Вот какой интернациональный экипаж защищал темно-синие цвета в этом году:


Ян Херцог (Германия, 33 года) - выпускник университета Гумбольдта, три года практиковал хирургию, ныне в Оксфорде углубленно изучает диагностику. Участник двух Олимпиад и четырех чемпионатов мира, бронзовый призер мирового первенства 1997 года.


Тоби Медарис (Австралия, 23 года) – выпускник Гарварда (экономика и психология), ныне в Оксфорде изучает менеджмент. Надеется выступить за Австралию на чемпионате мира 2009 года.


Бен Смит (Англия, 21 год) – изучает менеджмент. Серебряный призер студенческого чемпионата мира, бронзовый призер молодежного чемпионата мира.


Аарон Маркови (США, 24 года) – выпускник университета Колумбия (Нью-Йорк), ныне в Оксфорде изучает изящные искусства. Серебряный призер чемпионата США.


Майкл Уэрли (США, 36 лет) – выпускник университета Миннесоты (история и журналистика), ныне в Оксфорде изучает экономику финансов. Участник двух Олимпиад, победитель Кубка мира, бронзовый призер чемпионата мира, семикратный чемпион США, в 2000 году был назван лучшим гребцом страны.


Оливер Мур (Англия, 22 года) – изучает менеджмент. Чемпион мира среди юниоров, серебряный призер Всемирной Универсиады, обладатель двух бронзовых медалей молодежных чемпионатов мира.


Чарльз Коул (США, 21 год) – учится по специальности «природа, общество и окружающая среда». Участник двух чемпионатов мира среди юниоров.


Уильям Ингланд (США, 23 года) – изучает математику и финансы. Участник двух молодежных чемпионатов мира.


Завершая образ великой регаты, ставшей для англичан национальным достоянием, отметим, что ей был посвящен один из первых в мировой истории документальных кинофильмов. События, разворачивавшиеся на Темзе 30 марта 1895 года, увековечил в хронике режиссер Берт Эйкрс, один из создателей 35-миллиметровой камеры и автор еще множества запатентованных изобретений, без которых было немыслимо киноискусство ХХ века.


Гребите, Вустер, гребите

Хью Лори


Среди обладателей почетного «синего» титула есть немало бывших студентов, ставших впоследствии знаменитостями, причем не только в спорте. «Синие» становятся учеными и политиками, заседают в парламенте и достигают высот во многих областях человеческой деятельности. Российским читателям наверняка небезынтересно будет узнать, что в 1980 году честь Кембриджа защищал известный актер Хью Лори, блистательно сыгравший роль Берти Вустера в популярном телесериале по произведениям П.Г.Вудхауза.


Табель о рангах


Нынешняя регата была 154-й в истории. Кембридж удерживает лидерство по количеству побед – 79:74. Одна гонка – в 1877 году – закончилась вничью, так как главный судья не смог на глаз определить победителя (это породило легенду о том, будто почтенный Джон Фелпс попросту задремал под кустиком и проспал финиш). Кембриджу принадлежит и рекордная победная серия – 13 гонок (1924-1936). Оксфорд однажды выиграл десять стартов подряд (1976-1985) и два раза по девять (1861-1869 и 1890-1898).


Сила в степени


Ни Оксфорд, ни Кембридж не имеют спортивных стипендий, и поступить сюда можно, лишь преуспевая в науках. Временами возникают слухи о том, что абитуриентам, демонстрирующим недюжинные способности в гребле, якобы делаются послабления, но доказательств ни разу представлено не было. Зато обратных примеров множество: честь своих университетов нередко защищали обладатели ученых степеней. Так, в экипаже Кембриджа в 2005 году были четыре доктора философии, а также дипломированные врач и ветеринар.