В случае неудачи в Бухаресте Киев и Тбилиси подождут следующего саммита НАТО

Проводить референдум на Украине по вопросу НАТО власти будут в случае уверенности в положительном ответе, считают эксперты

Решения по подключению Грузии и Украины к Плану действия по сотрудничеству НАТО и соответственно будущему вступлению в альянс могут быть приняты сегодня в Бухаресте. В четверг участники саммита альянса, который накануне открылся в Румынии, приступают к непосредственной работе. В Бухарест приехали делегации из Грузии и Украины во главе с президентами Михаилом Саакашвили и Виктором Ющенко.


О том, чего украинцы ожидают от саммита, РС рассказал украинский аналитик по вопросам безопасности из Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец:
- Визит накануне президента США, в Украину, в принципе, давал определенные надежды украинской стороне, что присоединение к ПДЧ возможно. В то же время сохраняется жесткая оппозиция со стороны Франции, Германии и ряда старых членов НАТО, чтобы не давать такого членства ПДЧ Украине, чтобы не создавать лишних трений в рамках альянса.


- Политики, которые поехали в Бухарест во главе с президентом Ющенко, занимают единую позицию?
- Если мы говорим о руководстве страны, в лице премьер-министра, президента и главы парламента, то, скажем так, они свое единство взглядов продемонстрировали в письме «трех». И отхода от этих позиций у них не было. С точки зрения политических сил, ситуация немного другая.


- Не боятся ли украинские политики резкой реакции России?
- Аргументация украинских политиков с точки зрения оценки реакции России неоднозначная. Потому что сторонники НАТО говорят о том, что Россия в свое время заявляла и по поводу неприсоединения стран Балтии к НАТО, заявляя о различных контрмерах, которых не было предпринято. Поэтому российская риторика воспринимается как таковая, которая в принципе уже не раз испытывала нервы тех или иных стран, которые хотели встать под зонтик безопасности НАТО. Раскол внутри политической элиты, в принципе, существует, но он пока принципиально не влияет на отношение руководства страны к НАТО, которое заинтересовано этот процесс легитимизировать к присоединению Плану действий.


- Насколько важна для президента Ющенко, учитывая, что все-таки внутриполитическая ситуация на Украине непростая, насколько будет существенным поражением или не поражением отрицательный результат?
- Я думаю, что это не будет трагедий для украинской стороны, потому что, по большому счету, внутриполитический раскол между политическими силами, яркое непринятие письма «трех» со стороны части политических партий, в принципе, является сигналом, который заметен и за пределами страны. С точки зрения НАТО будет достаточно много аргументов, чтобы объяснить, что неприсоединение к ПДЧ на данном этапе является результатом не отношения НАТО, а ситуация, собственно, в Украине. Думаю, что это даст возможность самому Ющенко говорить о том, что мы не получили ПДЧ из-за того, например, что внутри страны именно политические силы раздували ситуацию таким образом, чтобы этот шаг не был сделан. Я думаю, что если будет негативный результат с точки зрения присоединения к ПДЧ, то все будут ждать следующего года, юбилейного саммита НАТО. В принципе, движение принципиально в сторону НАТО для Украины не изменится.


- Есть основание полагать, что Ющенко вскоре распишет референдум по вопросу о вступлении Украины в НАТО, как он обещал уже несколько раз публично?
- О необходимости референдума говорили и сторонники и противники вступления Украины в НАТО. Вопрос только в сроках проведения подобного референдума, хотя отмечу, что, как мне кажется, лишь две страны, присоединившиеся к НАТО, проводили референдум. В остальных это не было необходимо. Но, я думаю, что на референдум президент пойдет только тогда, когда будет знать, что информационная кампания, с точки зрения подобного шага, будет нести позитивное решение по исходу самого референдума.


О том, с чем приехали в Бухарест Михаил Саакашвили и его министры рассказал корреспондент грузинской службы РС Коба Ликликадзе:
- Михаил Саакашвили и министры, которые сопровождают делегацию президента, уверены, что Грузия, естественно, вместе с Украиной получит план. Естественно, они радуются. Вы, наверное, знаете, что перед вылетом в Бухарест Михаил Саакашвили громко заявлял о том, что Грузия еще в далекие исторические времена была членом некоторых альянсов, которые существовали тогда. Так что, место Грузии, по словам Саакашвили, в НАТО.


- Ситуация в Грузии еще более сложная, чем на Украине. У вас есть Южная Осетия и Абхазия. И не было прецедента в истории НАТО, когда бы принимали страну со столь острыми внутренними межэтническими, скажем так, конфликтами. Насколько этот фактор учитывают в Тбилиси? Означает ли это, что до тех пор, пока Тбилиси не решит вопрос со статусом Южной Осетии и Абхазии, Грузии не бывать в НАТО?
- В 1955 году Германию приняли в НАТО, когда страна была поделена на Восточную Германию и Западную Германию. Так что, более острые конфликты происходили все-таки. Было расчленено государство. Но, да, южноосетинский и абхазский конфликты - это остается большим преткновением. И Германия, и Франция как раз акцентируют внимание на том, что сразу два нерешенных конфликта, которые содержат в себе большой потенциал для эскалации. Совсем недавно произошел взрыв в центре Цхинвали, который прокомментировал министр внутренних дел Вано Мерабишвили. Он сказал, что этот криминальный режим там скоро закончится. Так что, когда есть такие заявления, естественно, страны НАТО, страны Запада более осторожно подходят к включению Грузии к Плану действия по сотрудничеству НАТО. Но, с другой стороны, есть новая инициатива президента Грузии, которую он озвучил накануне саммита в Бухаресте, предоставляющая Абхазии самую глубокую, широкую автономию. Он предлагает ввести пост вице-президента, несколько мандатов в парламенте и так далее. Если честно, в Грузии это такая проблема, что в одностороннем порядке Грузии решить это будет очень и очень сложно. Это предусматривали в свое время члены НАТО.