Конгресс США анонимным голосованием поддержал резолюцию, призывающую Кремль к сотрудничеству с Великобританией в расследовании смерти в 2006 году бывшего сотрудника КГБ Александра Литвиненко, который в 2000 году принял британское гражданство.
В резолюции конгресса выражено предположение, что российское правительство приложило руку к радиоактивному отравлению Литвиненко. Председатель комитета конгресса по иностранным делам, демократ от Калифорнии Хоуард Берман заявил, что обстоятельства смерти Литвиненко вызывают серьезную тревогу по поводу того, какими методами кое-кто в правительстве России расправляется со своими противниками.
Резолюция призывает Джорджа Буша и Кондолизу Райс поднять вопрос о сотрудничестве России в деле безопасного хранения, распространения и экспорта полония-210, материала, опасного для жизни многих людей, если он окажется в руках террористов.
По мнению ряда политических обозревателей, в резолюции, связанной с Литвиненко, делается очень важный акцент на том, что радиоактивный полоний-210 производится почти исключительно в России, которая является ведущим его экспортером. И это накладывает на Россию особую ответственность за применение, хранение и распространение этого радиоактивного материала, который, как показывает история Литвиненко, может быть использован в качестве орудия расправы с оппонентами.
Насколько обязательна резолюция конгресса для Белого Дома, комментирует редактор интернет-журнала National Review Online, директор исследовательского Центра по делам разведки в университете Тринити Вашингтон Джеймс Роббинс:
- Это не обязательная для исполнения резолюция. Множество резолюции принимается конгрессом по разным вопросам. Они носят рекомендательный характер. Президент не обязан эти рекомендации выполнять. Очень часто резолюции конгресса имеют отношение больше к внутренней политике, чем к внешней, и рассчитаны на то, чтобы произвести впечатление на избирателей, лоббирующие группы, или на другие страны. Я не думаю, что президент Буш, по следам принятой резолюции, вставит в повестку дня встречи с президентом Путиным вопрос о Литвиненко. Если вопрос и будет поднят, то как второстепенный, потому что первостепенное значение имеют такие глобальные проблемы как размещение систем противоракетной безопасности в Центральной Европе, ядерные амбиции Ирана, терроризм... Если Буш попросит Путина сотрудничать с расследованием, которое проводит Великобритания, и Путин ответит, что Россия уже сотрудничает, вопрос будет исчерпан, и стороны перейдут к другому вопросу. Я думаю, ни одна из сторон не хочет делать эту проблему главным вопросом встречи.
- Может ли вообще отразиться эта резолюция на американо-российских отношениях?
- Я не думаю, что влияние может быть значительным. У конгресса может быть одна точка зрения, а у президента другая: он решает те вопросы, которые считает наиболее важными для Америки. Хотя в Палате представителей и в Сенате есть свои комитеты по иностранным делам, внешняя политика США находится в руках президента страны. Конгресс мало влияет на внешнеполитический курс главы администрации, особенно путем такого рода резолюций.