В Праге проходит 15-й Международный кинофестиваль «Фебиофест».

Отар Иоселиани, Феро Фенич, директор фестиваля "Фебиофест" (в центре) и режиссер Вера Хитилова, март 2007




Иван Толстой: Начнем с Праги, где проходит 15-й Международный кинофестиваль «Фебиофест». На нем представлено 250 новых фильмов из 64 стран мира. С 5 апреля, когда фестиваль закроется, фильмы будут показаны по всей Чехии и Словакии. «Фебиофест» организован частной киностудией «Фебио» режиссера и продюсера Феро Фенича. О новшествах и программе нынешнего фестиваля рассказывает Нелли Павласкова.



Нелли Павласкова: Предположение, что «Фебиофест» отныне хочет соперничать с Международным кинофестивалем в Карловых Варах, подтверждается и тем, что с нынешнего года он окончательно перешел из разряда киносмотров в разряд регулярных международных кинофестивалей с конкурсной программой, с жюри и с призом по имени «Кристиан». Так звали героя самого популярного чешского довоенного фильма, которого играл идол экрана тех лет Ольдржих Новы. На открытии фестиваля почетный приз «Кристиан» был вручен британскому режиссеру Алену Паркеру за вклад в киноискусство.


Но отец фестиваля кинорежиссер и продюсер Феро Фенич не был бы Феничем, если бы опять не придумал нечто оригинальное и экспериментальное. На пресс-конференции он сказал:



Феро Фенич: Я и не думал, что доживу до пятнадцатого «Фебиофеста», потому что я много раз сомневался в этом мероприятии из-за многочисленных трудностей, сопряженных с добыванием средств. Дело продвинулось только благодаря энтузиазму организаторов - моих помощников - и благодаря нашим главным спонсорам: Чешскому торговому банку и фармацевтическому концерну «Зентива». Поддержали нас и те 130 тысяч зрителей, что пришли на прошлогодний «Фебиофест». Кто бы мог подумать 15 лет назад, что новый фестиваль достигнет такого размаха. Первый фестиваль мы проводили в маленьком зале, почти без денег, но с незабываемым ощущением полученной свободы и надежды на новое демократическое будущее. Может быть, «Фебиофест» каким-то образом тоже ответил на эти чаяния чехов. Фестиваль построить легче, чем демократическое процветающее общество. Но без него наш фестиваль не мог быть там, куда он ныне пришел. Так что спасибо всем за этот путь.



Нелли Павласкова: Главное новшество фестиваля заключается в том, что организаторы учредили конкурсную программу, состоящую из 15 фильмов из 15 европейских стран, а вот отбор жюри стал необычным. Фенич через газеты предложил всем любителям кино принять участие в конкурсе на членство в жюри. Из тысячи желающих он выбрал 33 непрофессионала в возрасте от 15 до 70 лет. Кроме студентов, в жюри заседают владелец гостиницы, медсестра, психиатр, прокурор, учительница, предприниматели, рабочие. Среди них есть и иностранцы, постоянно проживающие в Чехии, – словак, голландец и украинский врач на пенсии. Говорит директор программы фестиваля Штефан Угрик.



Штефан Угрик: В конкурсную программу мы включили фильмы, представляющие молодую европейскую кинематографию. Приз «Кристиан» подкреплен пятью тысячами евро для режиссера и такой же суммой для чешского прокатчика, который возьмется за прокат фильма-победителя в Чехии. Среди этих пятнадцати есть очень интересные фильмы из Европы – территории большой и пестрой. Трудно говорить о европейском кино, как о каком-то гомогенном целом. Разница между кинематографией Севера и Юга нашего континента огромна. В конкурсе есть два эстонских фильма и два испанских, есть балканские картины и скандинавские. Они все такие разные, но есть и объединяющие черты: это новаторство, смелость, желание молодых авторов идти против течения, разрушать привычные клише.



Нелли Павласкова: Вы и Гана Цилова – новые директора программы «Фебиофеста». До этого вы много лет руководили секцией независимого кино на Карловарском кинофестивале. Ваша любовь к «независимым» широко известна. Вы пропагандируете альтернативное кино и в своих передачах по Чешскому телевидению. Не попытаетесь ли вы и «Фебиофест» повернуть в эту сторону?



Штефан Угрик: Я не собираюсь выделять какие-то фильмы, соответствующие моему вкусу. Мы с Ганой Циловой не хотели ничего менять в структуре фестиваля, и он остался, каким был: оригинальным путешествием вокруг света. Здесь по-прежнему есть секции латиноамериканского, азиатского, израильского, балканского, скандинавского и англоязычного кино. Европейское кино мы разделили на секцию «Мастера европейского кино» и «Молодое кино Европы». Именно фильмы этой секции участвуют в конкурсе. Я хочу обратить внимание на такие фильмы этой секции, как российский дебют ленты «Жестокость» режиссера-документалиста Марины Любаковой, которая приехала в Прагу на фестиваль. «Жестокость» - истинный фаворит и претендент на приз. Этот фильм по жанру очень напоминает «Тельму и Луизу», но на российском материале. В этом году у нас мало российских фильмов. Кроме «Жестокости», в других секциях мы покажем только фильмы «Монгол» режиссера Сергея Бодрова и мою любимую «Эйфорию» режиссера Ивана Вырыпаева. Многие считают этот фильм китчем, но я его всегда отстаиваю. За приз будут бороться и два польских фильма. Один из них «Штучки» известного режиссера Якимовского был уже оценен на других фестивалях. Но второй польский фильм продюсера Дарека Яблонского «Клубничное вино» - режиссерский дебют и международная премьера. В главной роли криминалиста, которому опротивела жизнь в Варшаве, и он перебирается на жительство высоко в горы, снялся популярный чешский киноартист Иржи Махачек.



Нелли Павласкова: Девиз драматургии вашего фестиваля – « От мейнстрима до экспериментов». И действительно здесь можно увидеть новейшие фильмы с участием Бреда Питта, Даниэля Дэй-Льюиса, Майкла Дугласа, фильмы режиссеров Эрманно Ольми, братьев Тавиани, Карлоса Сауры, Фолькера Шлендорфа, Ким Ки Дука. На фестиваль приехали такие мастера, как Алан Паркер, Йос Стеллинг – он привез свой последний оригинальный фильм «Душка» о том, как голландский кинокритик отправился на какой-то фестиваль в Киеве, и что из этого вышло. Приехали Рой Андерссон, из американских независимых - Джим Старк и Эд Радтке. И наряду с этим вами учреждена новая секция «Радикальное кино» с разными экстра-деликатесами.



Штефан Угрик: Фестивали существуют для того, чтобы показывать необычное, экстравагантное кино, фильмы, которые никогда не попадут на кино и телеэкраны. В рамках этой секции мы, например, показываем фильмы американского режиссера Нины Менкес, последовательницы Майи Дерен, американской авангардистки сороковых годов, между прочим, урожденной киевлянки. Нина Менкес известна во всем мире, к нам она приехала впервые. Для людей, ждущих от кино необычных ощущений, ее фильмы, как «Королева бриллиантов» о женщине-крупье из казино, или «Кровавый ребенок» и «Призрачная любовь», будут открытием.



Нелли Павласкова: На пресс-конференции Нина Менкес жаловалась на то, что Америка, в лице Голливуда, ее не признает, не дает денег на кино, хотя она и преподает в Лос-Анджелесе на кинофакультете.


Между прочим, она подметила одну особенность. Большие фестивали любят принимать и отмечать дебюты. Иногда они берут и второй фильм ранее награжденных режиссеров. На этом их путь на фестивали заканчивается, если они не заручатся поддержкой крупнейших прокатчиков и бизнесменов от кино. Потому что они становятся регулярными конкурентами на мировом кинорынке. Разве это не джунгли и не ритуалы вуду, которые когда-то запечатлела Майя Дерен?



Штефан Угрик: Да, это джунгли. Современные.