Летний сад в Санкт-Петербурге будет закрыт на 3 года

Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Евгения Назарец: Летний сад будет закрыт на 3 года, - сообщил глава Роскультуры Михаил Швыдкой, побывавший на прошлой неделе в Петербурге.



Татьяна Вольтская: «У петербуржцев и гостей города осталась возможность полюбоваться садом только предстоящим летом», - сказал Михаил Швыдкой, пояснив, что Летний сад приведут в порядок до осени 2011 года, полная же реконструкция завершится лишь к 2013 году - к 400-летию дома Романовых. Ранее этот проект уже вызвал резко отрицательную реакцию городского Совета по культурному наследию. Что же все-таки произойдет в Летнем саду, находящемся в ведении Русского музея, говорит директор Русского музея Владимир Гусев.



Владимир Гусев: Начинается его реставрация. Реставрация зеленой части рассчитана до 2011 года. И закрывать сад мы полностью и целиком… может быть, на один сезон закроем, а так будем закрывать, очевидно, частично. А реставрация, реконструкция зданий – Чайного павильона, Кофейного павильона, Летнего дворца и домика Петра Первого – рассчитано завершить ее к 2013 году. Будут восстановлены фонтаны, но не все. Будет восстановлена только малая оранжерея, большая оранжерея восстанавливаться не будет. Хотя нам надо еще решать вопрос, нужные какие-то помещения для ухода за садом.



Татьяна Вольтская: Слова «восстановить», «воссоздать», казалось бы, всегда воспринимаются с положительным знаком, но все не так просто. Не перекроет ли, например, малая оранжерея одну их продольных аллей, закрыв перспективу на знаменитую решетку Летнего сада?



Владимир Гусев: Нет. Ну, она идет перпендикулярно фонтану. Вот так исторически обнаружили фундамент, есть чертежи, так она выглядела. Малая оранжерея согласована всеми инстанциями, с КГИОПом.



Татьяна Вольтская: Именно этот факт - согласований со всеми инстанциями - приводит в несказанное изумление члена Совета по культурному наследию при городском правительстве, директора фонда «Спасение Петербурга» Александра Марголиса.



Александр Марголис: Наш Совет трижды рассматривал этот так называемый проект реставрации Летнего сада. Проект был в результате отклонен. И Вера Анатольевна Дементьева, председательствовавшая на этом заседании, сказала, что наше мнение будет доведено и до губернатора, и до министра культуры, и что она не допустит его воплощения. Через некоторое время мы узнали, что проект благополучно прошел уже в Москве, туда поехал Гусев и обо всем договорился. Тогда Вера Анатольевна Дементьева сказала, что это безобразие, она вмешается. Через некоторое время мы узнали, что все уже доведено до завершающей фазы, проект утвержден.



Татьяна Вольтская: По мнению Александра Марголиса, Глава КГИОП – Комитета по государственному использованию и охране памятников – Вера Дементьева должна разобраться в этом прежде всего потому, что задуманная реконструкция Летнего сада изменит его нынешний облик, сложившийся два века назад. Когда я в первый раз спросила Владимира Гусева, собираются ли вернуть Летнему саду первоначальный облик французского регулярного парка с маленькими стрижеными деревцами, он ответил, эта мысль может родиться только в голове сумасшедшего. В это раз он подробнее пояснил, что же собираются сделать.



Владимир Гусев: Надо, чтобы деревья были приведены в порядок, чтобы появился кустарник, шпалеры, газоны, которые практически уже вымерли из-за того, что солнце не проходит вниз. Сад должен быть восстановлен как экологическая система. Появятся кустарники, появятся птицы, вернутся в сад.



Татьяна Вольтская: Александр Марголис мало верит в заботу о птицах.



Александр Марголис: Если бы я не видел этот проект собственными глазами, если бы я не читал толстенные трехпудовые приложения, то я бы, может быть, заколебался. Но поскольку все это я видел и держал в руках, я уверяю вас, что Владимир Александрович вводит нас всех в заблуждение.



Татьяна Вольтская: Это касается и малой оранжереи.



Александр Марголис: Она будет в самом центре Летнего сада, перережет главную аллею. Первоначальная планировка Летнего сада существенно отличалась от нынешней. Это был регулярный сад, набитый всевозможными постройками, чего там только не было. В 1762 году императрицей стала Екатерина, которая терпеть не могла французские сады. И когда в 1777 году на Петербург обрушилось наводнение, смывшее к чертовой матери все, что было в Летнем саду, она запретила восстанавливать французский регулярный сад, а велела придать ему характер, соответствующий ее вкусам. И вот тогда появилась знаменитая решетка, гранитные набережные Фонтанки. И этот вид существует уже более двух веков. А тот, который хочет восстановить господин Гусев, уже к пушкинскому-то времени не существовал почти полвека.



Татьяна Вольтская: В слова об озеленении Марголис тоже не верит.



Александр Марголис: 2 миллиарда долларов – вы что, всерьез думаете, что такие деньги нужны для стрижки деревьев?



Татьяна Вольтская: Александр Марголис считает, что окончательный проект должен быть обязательно представлен на суд общественности, которая до сих пор не знает, что Летний сад, куда она придет через пару лет, может оказаться неузнаваем.