В Североуральске Свердловской области продолжаются переговоры между горняками шахты «Красная шапочка» и руководителями предприятия, у которых шахтеры требуют повышения заработной платы. До начала переговоров горняки почти десять суток провели под землей.
«Забастовка не закончилась, - говорят шахтеры, - ее просто переименовали в конфликтную ситуацию». После того, как горняки поднялись на поверхность, проблемы никуда не делись: рабочие все также требуют повысить зарплату и отменить работу по выходным: «25 тысяч общего заработка - это очень мало для горняка! Тем более, повысились коммунальные услуги. Тем более, город у нас специфический, где практически многие жены горняков не работают», - говорит шахтер Василий Бондарь.
Те же слова участник забастовки Бондарь говорил еще под землей в объектив любительской видеокамеры. Никто кроме самих шахтеров записать это не мог. Единственную местную североуральскую телекомпанию ГИС-ТВ власти ликвидировали еще в 2003 году после очередной забастовки горняков. Приезжих журналистов под землю не пускали. Оставалось отправлять «привет-кассеты» наверх с бригадой, ведущей откачку воды и не прекращающей работы. Товарищи на поверхности подписывали воззвания и собирали митинги. Запись с одного из них, сделанную на мобильный телефон, представители шахтерского профсоюза привезли в Екатеринбург и показали журналистам. На этих кадрах видно, что вся центральная площадь Североуральска запружена народом.
Последняя крупная забастовка состоялась в Североуральске в 2003 году. Тогда шахтеры тоже требовали отмены рабочих выходных и повышения зарплаты. Стучали касками по асфальту перед шахтоуправлением.
Тогда шахтеры смогли добиться повышения зарплаты, но рабочие выходные им так никто и не отменил. С тех пор у шахты сменился собственник - предприятие «Севуралбокситруда» - СУБР, которому принадлежала «Красная шапочка», вошел в компанию РУСАЛ. Менеджеры «Русского алюминия» ввели на предприятии так называемую «новую систему социального партнерства». Ее во время переговоров с горняками раскритиковал депутат Государственной думы Александр Бурков: «Они трактуют как современную, как высокоэффективную систему управления бизнесом, которая не считается с интересами людей, но они забыли что СУБР и город, они взаимосвязаны. Это моноэкономический уклад, это градообразующее предприятие, а самое главное - это действительно пролетарский дух людей, работающих на этом предприятии».
На время забастовки руководители компании РУСАЛ запретили работу на всех пяти шахтах Североуральска. Один день простоя обходится компании в 8 миллионов рублей. Однако эксперты считают, что компания не понесла особых убытков, говорит финансовый аналитик Дмитрий Алексеев: «Прежде всего, имидж им нужно отстаивать, наверное, за рубежом. Потому что там на эти вещи смотрят несколько иначе, чем у нас. Я не думаю, что компании нужно занимать какую-то, безусловно, жесткую позицию, как и бастующим, и стоять на ней, как говорится, до победного конца. Он может быть вовсе не победным».
Суд о признании забастовки горняков шахты «Красная шапочка» незаконной назначен на 10 апреля. Шахтеры надеются, что руководство компании отзовет иск.