Литовские тюрьмы: «Нас контролирует Европейская комиссия»

В тюрьмы Литвы перестали водить школьные экскурсии: а вдруг понравится?



Международные организации отмечают, что в Литве после вступления страны в Европейский союз стала значительно более гуманной система исправительных учреждений, реформированная недавно по так называемой «шведской модели».

Время предъявило пенитенциарной системе Литвы новые вызовы - например, существенное увеличение количества осужденных (граждан разных стран) за контрабанду и распространение наркотиков. Одновременно исправительные учреждения, созданные в советские годы, должны были перейти к европейским стандартам работы. Сделать это оказалось нелегко хотя бы по такому показателю, как число осужденных, находящихся в одной камере.


Самая известная литовская тюрьма – Лукишкская, она находится в центре Вильнюса и является старейшей в республике. Построенная более 100 лет назад по образцу петербургских «Крестов», эта тюрьма, комплекс ее зданий причислены к объектам архитектурного наследия, поэтому не подлежит реконструкции и расширению. А оно требуется, ведь сейчас здесь находится на сто заключенных больше, чем для такого здания разрешено по нормам Евросоюза. Пока на окраинах Вильнюса подыскивают место для строительства новой тюрьмы, старая продолжает, как говорится, исправлять человеческие судьбы.


«Литва не первый год в Евросоюзе, естественно, требования очень большие. Нас контролирует Европейская комиссия, и претензии, и похвалы – всякое бывает. Живется нам лучше, чем в советские времена, но и новые проблемы… Вообще-то, по стандартам, здесь должны содержать 864 заключенных, на сегодняшний день – 932. Каждому должно быть по 5 квадратных метров площади, этого мы пока предоставить не можем. Обычно содержатся по 2-3 человека в одной камере, осужденные к пожизненному заключению – в камере по одному. Бывают у нас и китайцы, и норвежцы, и шведы, и бельгийцы – за контрабанду, в основном, наркотики. Литва – транзитная страна. Часто мне приходилось бывать и в норвежских, и в датских тюрьмах. В Литве мы идем по шведской модели, учимся у них. Иногда скандинавы учатся и у нас. У них теперь проблема: границы открыли, много лиц, совершивших преступления, из Восточной Европы – из той же Литвы, из России, из Белоруссии. Так они постоянно спрашивают: как надо работать с такими лицами?», - рассказывает заместитель директора Лукишкской тюрьмы Йонас Малашкявичюс.


По уровню санитарного и технического оборудования тюремные камеры стали настолько приемлемыми, если не сказать уютными, для проживания, что администрация тюрьмы вынуждена была отказаться от проведения здесь экскурсий школьников: «Говорят: “Ой, как они тут хорошо живут!” И получается не отпугивание, а как раз они начинают не бояться таких учреждений…» - жалуется замдиректора тюрьмы.


Немалую помощь осужденным оказывают психологи, но больше всего настроение обитателей тюремных камер влияют – по словам моего собеседника – визиты священников различных религиозных конфессий. А у католиков и православных есть в Лукишкской тюрьме собственные старинные и очень красивые часовни. Верующих все больше: «Наши капелланы не успевают их принимать. Это я могу вам сказать точно. Глубоко верующих очень много. Или - пытаются верить. Но тяга к священнику и религии очень большая. У каждого циника есть человеческое, больное. По закону, осужденные к пожизненному заключению через 20 лет могут быть помилованы. И они надеются, что бы они ни говорили. Надежда умирает последней», - говорит Йонас Малашкявичюс.


Сейчас в Литве около 6,5 тысяч осужденных и 1200 – задержанных до суда. Всего – около 8 тысяч человек. Женщин из них – относительно немного – 340 человек, это около 4 процентов. Однако пребывание женщины в тюрьме, само попадание ее туда – это каждый раз большая трагедия для общества, чем мужская преступность. Попавшая же в заключение беременная женщина и ставшая мамой в тюрьме – вообще особый случай.


Недавно в исправительных учреждениях Литвы организовали показ выставки «Материнство в фотографиях». Выразительные черно-белые фото современных мадонн с младенцами, возможно, помогут смягчить сердца женщин, да и мужчин тоже, волею судеб оказавшихся за решеткой. Так считает начальник медицинской службы Департамента тюрем республики Владас Касперунас, рассказывающий о постоялицах единственной в Литве женской колонии в Паневежисе:


- Чувство материнства у них, когда они попадают в нашу систему, пробуждается. Если выставка подействует хотя бы на одну-другую женщину – это уже успех.


- Много ли среди них матерей?


- Одиннадцать, которые присматривают за своими детьми. И ещё есть беременные, будут рожать. В тюрьме мать днем и ночью может общаться со своим ребенком, присматривать – уже очень хорошая вещь, это встряхивает женщину, чувство материнства в ней более выражается. Как потом судьба этой женщины и ребенка повернется, когда она выйдет, это мы не можем сказать, но сейчас у нас дети до трех лет имеют право быть с матерью (они ведь не осужденные!), не отбираются от матери, с ней живут. Законодательство меняется. Сроки осуждения укорачиваются – такая женщина быстрее выходит на свободу.