Во второй половине дня в четверг президент Грузии Михаил Саакашвили созвал заседание правительства и выступил с заявлением о последних решениях Москвы по установлению прямых отношений с Абхазией и Южной Осетией. Президент говорил осипшим голосом (по его словам, это результат многочасовых телефонных переговоров с главами мировых держав, которые он вел накануне, добиваясь международной поддержки). Он обратил внимание на названное им беспрецедентным заявление генерального секретаря НАТО Яапа де Хоопа Схеффера, который «впервые заявил, что это провокационный шаг со стороны России и нарушение суверенитета Грузии. Международное сообщество требует пересмотреть эти решения. Столь же однозначную поддержку мы получили от ЕС. Никакая сила не остановит движение Грузии к успеху, демократии и мирному объединению. Мы будем продолжать работу с нашими партнерами, а от Российской Федерации требуем пересмотреть эти решения, поскольку они нарушают территориальную целостность и суверенитет Грузии. Все должны понимать: наши усилия будут направлены на мирное объединение Грузии с помощью международного сообщества».
При этом президент потребовал от западных союзников своей страны «не просто заявлений, но дипломатических действий».
Затем правительство перешло к обсуждению экономических проблем. Тем самым подтвердились предположения наблюдателей, что Тбилиси не намерен драматизировать обстановку и требовать вывода российских миротворцев из Абхазии и Южной Осетии. Грузинский парламент неоднократно предлагал кабинету министров официально поставить этот вопрос перед Москвой, ссылаясь именно на то обстоятельство, что под их прикрытием Россия-де аннексирует эти территории. Однако президент Саакашвили отказывался поддержать данное требование. По словам грузинского лидера, «несмотря на сложную обстановку, еще не исчерпаны все возможности по политическому урегулированию конфликта».
Ранее эксперты объясняли такое поведение обычно не стесняющегося резких заявлений главы государства подготовкой к бухарестскому саммиту НАТО, где Тбилиси рассчитывал получить продвинутый статус партнера этой организации. Теперь они связывают это с нежеланием властей обострять обстановку в преддверии майских парламентских выборов.
Обсуждение вопроса взаимоотношений с мятежными автономиями последовало после вчерашнего заявления МИД РФ. Из него впервые стало известно об отданном Владимиром Путиным правительству России поручении «оказать предметную помощь населению Абхазии и Южной Осетии». Министерствам и ведомствам поручается наладить сотрудничество в торгово-экономической, социальной, и научно-технической областях с Сухуми и Цхинвали, в том числе с привлечением регионов РФ.
Посол РФ в Грузии Вячеслав Коваленко призвал грузинских политиков, тут же назвавших решение Москвы очевидным проявлением «ползучей аненксии», не подаваться эмоциям. Он назвал инициативу России «прежде всего социально-экономическими мерами, направленными на повышение благосостояния людей. Не нужно делать акцент на военной составляющей».
Грузинский политолог Петре Мамрадзе полагает, что действия России имеют целью спровоцировать грузинское руководство на ответные и по возможности неадекватные действия.
Последняя инициатива Москвы может существенно повлиять и на отношения России с Западом, считает московский журналист Дмитрий Бабич: «Я практически уверен, что западные структуры никогда не признают независимости Абхазии и Южной Осетии. Тут не надо строить иллюзий. Насколько это скажется на перспективах вступления в НАТО Грузии - сложный вопрос. С одной стороны, ни ЕС, ни США не готовы посылать своих солдат для решения территориальных проблем Грузии. С другой, желание поддержать Тбилиси в спорах с Москвой будет только нарастать, если Россия будет оказывать помощь и вообще активно действовать на территории Абхазии и Южной Осетии. Поэтому я боюсь, что для отношений России и Запада этот вопрос сейчас может превратиться гордиев узел, который мы много лет будем развязывать».
Верховный представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Хавьер Солана уже выразил обеспокоенность «односторонними» действиями Москвы.