Махмуд Аббас приехал в Москву «найти контрбаланс»

Аббас ждет встречи с Путиным, чтобы рассказать о конфликте внутри Палестинской автономии

В Москве сегодня вечером пройдут переговоры президента России Владимира Путина с главой Палестинской автономии Махмудом Аббасом. Визит палестинского лидера важен для Москвы, как никогда. В июне в российской столице состоится международная конференция по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке, предыдущая прошла в американском Аннаполисе в ноябре прошлого года.


Речь на переговорах пойдет не только об арабо-израильских отношениях, но и о конфликте внутри самой Палестинской автономии. Политический раскол между ведущими палестинскими организациями - ФАТХ, возглавляемой главой Палестинской национальной автономии Махмудом Аббасом, и радикальным движением ХАМАС, привел к развалу правительства национального единства и фактическому двоевластию.


Может ли визит Махмуда Аббаса способствовать нормализации отношений между противоборствующими сторонами в автономии, РС прокомментировала профессор Института востоковедения Российской академии наук, доктор исторических наук Ирина Звягельская:
- Происходят переговоры между Израилем и палестинцами. Эти переговоры были оживлены в Аннаполисе, потому что, в принципе, было время, когда они находились в состоянии полной стагнации. В Аннаполисе им был дан новый старт. Эти переговоры продолжаются. Как мы знаем, президент Буш даже говорил о том, что они должны быть завершены до конца года.
Вместе с тем, как представляется здесь, в России, двусторонний формат переговоров не достаточен, учитывая большое количество вовлеченных сторон, большое количество сталкивающихся интересов. Москва предложила созвать также международную конференцию по Ближнему Востоку. Судя по всему, обсуждение формата этой конференции, ее возможностей тоже одна из задач Махмуда Аббаса. Очень многие палестинцы возлагают на Москву определенные надежды, полагая, что при всем позитиве, который несет для них американское посредничество, все-таки необходим более сбалансированный подход, необходимо привлечение всех сил, которые влияют на ситуацию, но которые никак не могут быть использованы в двустороннем формате. На ситуацию влияют и исламистские организации, такие как ХАМАС, на ситуацию влияет Сирия, на ситуацию влияет Иран, влияет «Хезболлах». И только в рамках международной конференции можно надеяться на то, что эти силы также будут в каком-то формате включены.


- Одновременно с визитом Махмуда Аббаса в Москву на Ближний Восток прибыли госсекретарь США Кондолиза Райс и министр обороны Роберт Гейтс. В комментариях отмечается, что визит Аббаса - это пощечина Вашингтону.
- Я не уверена, что Аббас заинтересован в том, в данный момент, чтобы наносить пощечины Вашингтону. В любом случае, процесс политического урегулирования зависит от того, что делают Соединенные Штаты на Ближнем Востоке. Другой вопрос, что он пытается как-то сбалансировать общую ситуацию, найти контрбаланс, больше опереться на Россию, для того чтобы усилить свои позиции. Но я не думаю, что он специально, приехав сюда, хотел продемонстрировать Вашингтону свое такое негативное отношение к тому, что тот делает на Ближнем Востоке. Всякий визит полезен, по-настоящему, потому что во время визита люди имеют возможность обсудить детали, а детали всегда играют более важную роль иногда, чем общая стратегическая линия. Мне кажется, что то, что Махмуд Аббас, приехав и объяснив еще раз проблемы, с которыми сталкиваются палестинцы, получил от России определенные заявления, определенную поддержку, дают возможность надеяться, что этот мирный процесс будет продолжаться, что он будет более результативным, чем он был до сих пор.


- Вашингтон, отмечается в некоторых комментариях, заинтересован расчленить Палестину, на три части. В то время как Москва проводит сбалансированную и спокойную политику и, наоборот, стремится сблизить, помирить ХАМАС и ФАТХ.
- Я не знаю, эти размышления о том, на какие части Вашингтон хочет разделить Палестину, очень плохо себе представляю, как он будет ее делить на эти части. Мне кажется, что нужно говорить о другом. Нужно говорить о том, кто именно нужен в переговорах для того, чтобы эти переговоры стали, действительно, результативными. Да, Россия исходит из того, что ХАМАС должен иметь отношение к этим переговорам. Потому что ХАМАС, так или иначе, - это игрок, его надо принимать во внимание. Они могли бы усилить палестинцев в целом. Они могли бы отразить реальное положение дел.
Кроме того, может быть, об этом шла речь, если речь идет о том, чтобы в противовес Газе устроить хорошую жизнь на Западном берегу, то такой подход не пойдет, потому что Махмуд Аббас представляет всех палестинцев. Он президент для всех палестинцев. И представить себе ситуацию, при которой он будет защищать только фактически интересы палестинцев Западного берега, нельзя. Это очень сильно подорвет его позиции. Он как раз должен выступать с позиций, при которых и палестинцам на Западном берегу, и палестинцам в Газе, вообще, палестинцам будет предоставлена возможность жить в собственном национальном государстве. В этом смысле, ему, конечно, нужно находить какой-то общий язык и с ХАМАС, притом, что ХАМАС тоже должен отказаться от целого ряда слишком радикальных экстремистских подходов.


- А что вы думаете о передаче Россией Палестине 50 БТРов?
- Я считаю, что это нормально, потому что они должны сами обеспечивать безопасность. Собственно, об этом и идет речь во всех переговорах. Там всегда были и собственные полицейские силы. Это находится в рамках общих соглашений.