Что в мире искусства? Воруют

Пабло Писассо «Майя и кукла». 1938. Картина была похищена из дома художника, но ее удалось вернуть

За последние годы в мире резко возросло число краж произведений искусства. Британский «Регистр похищенных произведений искусства» (Art Loss Register) - организация, помогающая полиции, музеям и коллекционерам находить похищенные картины и скульптуры.


В феврале этого года в Цюрихе произошла крупнейшая в европейской истории кража произведений искусства. Четверо вооруженных людей в масках ворвались в музей Эмиля Бюрле и похитили четыре полотна - картины Сезанна, Дега, Ван Гога и Моне - общей стоимостью более 160 миллионов долларов. А тремя днями ранее две картины Пикассо были похищены с выставки в швейцарском городке Пфаффикон (Pfaeffikon, Zurich)


Ежемесячно в мире похищается более тысячи произведений искусства. Согласно информации Регистра похищенных произведений искусства, штаб-квартира которого находится в Лондоне, из музеев и частных коллекций похищено более 7500 картин кисти знаменитых мастеров, из них 572 работы Пикассо, чья живопись бьет мировые рекорды стоимости на аукционах. Всего же в банке данных Регистра значатся более 180 тысяч похищенных произведений искусства - картин, скульптур, произведений декоративно-прикладного и ювелирного искусства, а также антиквариата.


Возникает законный вопрос - неужели похитители широко известных музейных ценностей и картин знаменитых художников столь наивны, что предполагают продать их на художественном рынке? Ведь любая попытка легально сбыть краденную и хорошо известную по репродукциям и застрахованную картину неизбежно завершится арестом продавца. Что же движет международными арт-грабителями? Как они сбывают краденое?


В интервью Радио Свобода об этом рассказал основатель и директор «Регистра похищенных произведений искусства» Джулиан Рэдклифф (Julian Radcliffe): – Ну, во-первых, ими движет надежда, что они смогут получить выкуп у владельца похищенной картины или у ее страховщика. Такие случаи бывают. Другая возможность для них сбыть картину - продать ее за пятую или десятую часть стоимости другому преступнику или дилеру, который предполагает в свою очередь продать ее через десять или двадцать лет. Через двадцать лет такой дилер обычно продает картину используя ложную атрибуцию, скажем, как авторскую копию или как произведение школы украденного художника, причем за намного меньшую цену, чем предложили бы такие аукционные дома, как «Сотбис», «Кристис» или крупные арт-дилеры. Существует черный художественный рынок, на котором люди покупают подозрительные или украденные вещи или просто закрывают глаза на их сомнительное происхождение. При этом они надеются сбыть их менее респектабельным, чем они сами, покупателям. Нередко при этом такой дилер просто соблазняется тем, что покупает картину намного дешевле ее рыночной стоимости, надеясь получить значительный доход, и лишь после этого обнаруживает, что картина краденная.


– Каков же процент раскрываемости краж произведений искусства?


– Если владелец очень дорогой и известной картины способен ждать 20 лет после ее кражи, то у него есть шанс в 15%, что картина найдется. Однако для недорогих произведений искусства - не только картин, но и ювелирных изделий и антиквариата - такой шанс не превышает 1%.


Основанный в 1991 году в Лондоне «Регистр похищенных произведений искусства» играет огромную роль в поисках украденных картин, скульптур и антиквариата. Его услугами пользуется полиция Европы и Америки, а также крупнейшие музеи и галереи (в том числе российские). Сорок аукционных домов всего мира обращаются за консультациями в Регистр прежде, чем выставить на аукцион картину подозрительного происхождения. Регистр исследует происхождение картины и легальность ее продажи. Пользователи Регистра уплачивают небольшой регистрационный взнос, а в случае помощи в обнаружении и возвращении украденного дорогого произведения искусства, выплачивают Регистру 20-30% от его рыночной стоимости. Сейчас в Регистре работают 33 сотрудника, в том числе искусствоведы и бывшие полицейские. Регистр не только сотрудничает с полицией в поисках украденных музейных ценностей, но и занимается выявлением подделок картин известных мастеров, которых в наше время расплодилось немало. Директор Регистра Джулиан Рэдклифф (Julian Radcliffe) особо подчеркивает тесные связи организации с Интерполом и полицией многих стран.


– Мы очень тесно сотрудничаем с полицией и не предпринимаем никаких операций без согласования с ней. Пять человек нашего персонала в Англии по совместительству служат в отделе по раскрытию краж произведений искусства Скотленд-ярда. Они настоящие полицейские, и работают у нас неполный рабочий день. Мы сотрудничаем с полицией всего мира и даже проводим для полицейских специальные семинары.