Мэр Москвы Юрий Лужков считает необходимым в ближайшее время приступить к процессу интеграции Москвы и Московской области. Об этом он заявил в интервью газете «Известия».
Уже несколько месяцев в Министерстве регионального развития обсуждается административно-территориальная реформа, сообщают российские средства массовой информации. Реформа эта предполагает создание новых десяти макрорегионов, которые возглавят своего рода «супергубернаторы». Инициаторы реформы убеждены, что, благодаря появлению новых макрорегионов, удастся выровнять социально-экономическое положение в регионах-донорах и дотационных субъектах Федерации. Противники же идеи укрупнения регионов опасаются увеличения численности региональных бюрократов, они сомневаются, что можно эффективно управлять территориальными гигантами.
Эксперты полагают, что данная концепция спровоцирует новый виток обсуждения темы укрупнения регионов. Фактически эта дискуссия уже началась с Петербурга и Москвы. Во вторник губернатор Петербурга Валентина Матвиенко заявила о том, что готова инициировать процесс объединения Петербурга и Ленинградской области и представить Дмитрию Медведеву идеи «об упрощении механизма объединения субъектов Российской Федерации».
Эта идея появилась у губернатора не сегодня - по меньшей мере два года назад в городском парламенте уже шли оживленные разговоры на эту тему. Валентина Матвиенко еще прошлым летом говорила, что может привести тысячи аргументов в пользу объединения Петербурга и Ленобласти, но что это вопрос непростой, и для его решения, возможно, даже придется прибегнуть к помощи референдума. Губернатор объяснила тогда, что даже если не ставить вопрос об объединении города и области, то их интеграция все равно происходит постоянно, так что этот вопрос рано или поздно поставит сама жизнь.
Этот взгляд на проблему в общем разделяет политолог, заместитель главного редактора аналитического еженедельника «Дело» Дмитрий Травин. Однако он считает, что добиться реального объединения будет сложно, хотя бы из-за сопротивления губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова:
«Идут разговоры давно, но объединения не происходит, потому что Матвиенко, может быть, и за, но Сердюков против. В принципе сейчас, конечно, ситуация может измениться, потому что вообще новая власть, новая ситуация в правительстве, возможно, какие-то люди из Петербурга придут снова в Москву, та же Матвиенко проговаривала, что она может перейти на какую-то московскую должность. Что касается целесообразности, то, я думаю, в целом это разумное решение было бы, потому что хотя Петербург и область в целом не составляют единого хозяйственного комплекса, но Петербург и ближайшие пригородные зоны давно уже единая система. Значительная часть петербуржцев по полгода живет в области, люди из области едут в Петербург на работу. Поэтому создание единого субъекта федерации, конечно, помогло бы оптимизировать финансовые потоки, лучше организовывать управление этим регионом».
У противников объединения Петербурга и Ленинградской области свои аргументы. Достаточно заглянуть в Бюджетный кодекс, чтобы понять, какие именно, говорит экономический обозреватель газеты «Дело» Андрей Заостровцев:
«Если у нас произойдет объединение, то Петербург становится просто городским округом, а не субъектом федерации. Это гораздо меньше налогов, ну и соответственно, гораздо меньше бюджет. И придется обращаться за помощью вот в этот единый новый субъект или какие-то трансферты из центра получать опять же через этот новый субъект. Поэтому, с точки зрения общественных финансов, вот это объединение выгодно области и не выгодно Петербургу. Статус Петербурга не сохранится, это просто прописано в законе. Я еще раз призываю тех, кто в этом сомневается, прочитать Бюджетный кодекс. Жители Ленинградской области могут немного выиграть. Я не скажу, что они озолотятся, нет, конечно. Естественно, у Петербурга возникнут трудности с финансированием собственных программ, потому что все-таки придется новому губернатору считаться с областью. И фактически ведь у нас выборов-то нет. Если бы были выборы губернатора объединенного региона, тогда Петербург бы имел преимущество, а так никаких преимуществ».
Теперь и мэр Москвы Юрий Лужков предложил в ближайшее время приступить к процессу интеграции Москвы и Московской области. Правда, он обратил внимание, что речь идет пока о «выравнивании потенциалов», но не о создании единого субъекта Федерации.
Российский экономист Михаил Делягин обращает внимание на то, что заявления об укрупнении сделаны накануне смены лидера в Кремле:
- Путин достаточно давно сказал, что таких объединений не будет. Но он же уходит. И хотя он забирает с собой в Белый дом почти все рычаги власти, до которых можно дотянуться, все равно президентом будет уже не он. И власть постепенно-постепенно будет перетекать от Путина к Медведеву. Это примерно понятно. И на это реагируют все, в том числе региональные лидеры. Например, Кадыров реагирует по-своему, там зачистка оппонентов, насколько можно понять.
Логика есть административная - всем хочется расширяться, всем хочется сказать «ам», всем хочется увеличить свои полномочия. Но есть и реальная компонента, потому что, действительно, граница Москвы по МКАДу и по некоторым выделенным районам абсолютно условна, огромное количество людей живет в Подмосковье в ближнем, работает в Москве, и некоторые из них чувствуют себя вполне москвичами. Это единый хозяйственный организм. Если брать Москву и прилегающие к МКАДу регионы, скажем, даже все ближнее Подмосковье, то есть 30 километров от МКАД, это практически единый хозяйственный организм с Москвой. И административное деление условно. Другое дело, что оно совсем не обязательно мешает бизнесу. Скажем, подмосковная бюрократия при всех своих ужасах все-таки производит впечатление более работоспособной, чем московская.
С другой стороны, есть примеры, когда, скажем, в свое время Тэтчер ликвидировала лондонское самоуправление, разбила город на несколько округов, абсолютно искусственное, ну, и город от этого не рассыпался, даже город. Так что я думаю, что без укрупнения Москвы и Подмосковья можно обойтись. Существенно, что это приведет к созданию огромного суперрегиона, который перетянет на себя еще больше финансовых, административных полномочий, чем Москва. Так что я думаю, что эта инициатива понимания не найдет, поддержана она не будет. Ну, по крайней мере, это будет элемент оживления взаимодействия московских властей с федеральными.