В Страсбурге прошла весенняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы. На ней была дана оценка прошедшим в России президентским выборам. Кроме того, обсуждалась проблема Косова и сепаратизма в Европе вообще. Об этом корреспонденту Радио Свобода рассказал председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Луис Мария де Пуч.
– ПАСЕ дала выборам президента России более мягкую оценку, чем парламентским. Почему?
– Существует серьезная разница между парламентскими и президентскими выборами. Что касается первых, на что была направлена наша критика? На саму организацию кампании и отсутствие равенства шансов у кандидатов, у партий. Если же говорить о президентских выборах, то их результаты в любом случае оказались бы такими же. Россия понадобится приложить усилия для того, чтобы выборы в полной мере проходили в соответствии со стандартами Совета Европы.
– ПАСЕ практически прекратила говорить о Чечне. Значит ли это, что Ассамблея смирилась с теми способами решения этой проблемы, которые были избраны Владимиром Путиным?
– В последнее время этот вопрос не обсуждался. Но докладчики, которые занимаются мониторингом России, как раз на этой неделе поедут в Москву и затем и в Чечню. И уже на основании их выводов мы будем обсуждать обстановку в республике. Я беседовал с руководителем делегации России. Как я понял, докладчикам будут предоставлены все возможности для изучения ситуации, они встретятся с представителями власти и оппозиции, и в Москве, и в Чечне. Наши требования просты: нужно обеспечивать соблюдение демократических и правовых норм. Это в полной мере относится и к Чечне. И здесь мы не пойдем ни на какие уступки, мы будем занимать принципиальную позицию».
– Как дальше будет развиваться ситуация с международным признанием статуса Косова?
– Мнения членов Ассамблеи по этому вопросу разделились. Как председатель, я не могу высказывать своего мнения. Одностороннее провозглашение независимости Косова создало проблему не только для Сербии, но и для Парламентской ассамблеи. Часть стран, входящих в ПАСЕ, признала независимость Косова, другая – нет. И такая ситуация будет продолжаться еще длительное время, ведь трудно себе представить, что все можно будет начать с белого листа после того, как часть крупных государств уже признали это одностороннее заявление.
– Вслед за Косово и другие территории, провозгласившие независимость, например, Абхазия и Южная Осетия заговорили о необходимости их международного признания. Как быть с сепаратизмом вообще? Есть ли решение, которое могло бы устроить и сторонников самоопределения, и защитников территориальной целостности?
– Я испанец, но родом из Каталонии, и, конечно, такие заявления касаются и моей страны, моего региона. Я был докладчиком по резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы по регионализации. И мое предложение было следующим (кстати, оно получило единогласное одобрение со стороны парламентариев): давайте решать эти вопросы в рамках суверенного государства, предоставляя широкую автономию таким регионам. Такое решение может подойти для Каталонии в рамках Испании и для других стран. Абхазия и Южная Осетия стремятся к самостоятельности. Но эту проблему не решить, просто создавая все новые и новые государства.