Школьные программы в помощь родителям

Ирина Лагунина: Западная, и особенно американская, школьная система строится на том, чтобы максимально привлекать к учебному процессу и к общению со школой родителей. Считается, что это позволяет школе, как и родителям лучше понять проблемы ребенка, что приводит к более здоровому общению к семье. Российское педагогическое сообщество тоже все чаще задумываются о том, как поддержать в семьях здоровый климат. Появляются программы, помогающие школьным учителям и воспитателям детских садов поддерживать нормальные отношения детей и родителей. О первом опыте в этой области рассказывает Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская: О кризисе семьи, о неблагополучных семьях сегодня говорится много. Гораздо реже объектом внимания становится атмосфера в обычной семье. Между тем, если даже в ней на первый взгляд все нормально, родители не пьют, дети не уходят из дома, это совсем не значит, что такой семье не нужна помощь. Темп жизни становится все напряженнее, у родителей остается все меньше времени на то, чтобы хоть раз в день внимательно посмотреть в глаза своим детям, взаимопонимание тает, внутрисемейные связи ослабевают. Именно детская фигурка выглядит наиболее одинокой и уязвимой, но поддержать ее отдельно от всей семьи нельзя. Поэтому в Саратове и родился специальный проект, о котором говорит доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Педагогического института Саратовского государственного университета имени Чернышевского Екатерина Александрова.

Екатерина Александрова: Основная его цель напомнить родителям, что у них есть дети. Потому что очень многие мамы в сочинениях-рефлексиях пишут: мы в течение дня ни разу не вспомнили, что у нас есть ребенок. А потом вспоминаем: ой, не забыть бы забрать ребенка со второй смены, забежать за ним из школы. И мы начали рекомендовать применять нашим базовым школам SMS- сообщения не только негативного плана: где ваш ребенок? Почему его не было в школе? А позитивного: он получил сегодня тройку по физике, ура - это такое достижение. И мама уже идет домой и она знает, что ей есть за что похвалить своего ребенка, лишний раз улыбнуться. Мы рекомендуем использовать такую акцию, как «Письмо четверти», когда мы просим маму и мы просим ребенка: напиши письмо своему ребенку, напиши письмо маме. И из момента: «а о чем? Она и так знает про двойку», мы начинаем выводить ребенка: а неужели нет событий, которые узнает твоя мама. Или неужели в вашей жизни, мама и папа, нет тех событий, о которых вы можете рассказать вашим детям. Мы предлагаем заниматься такими мини-газетами формата А4 по методу мозгового штурма, формируется, как: мама, папа, я хочу вам сказать. И многие дети говорят, что наконец-то мы сумели найти время, чтобы что-то сказать своим родителям, а они смогли увидеть, что пишут дети, естественно анонимно. И возникает у родителей такое ощущение: а не про меня ли эта книжка? «Если бы родителем был я, я бы стал бы меньше орать» - реальные фразы пишут дети. Мамы читают и думают: а не мой ли это написал? И в следующий раз она по-другому начинает выстраивать ситуацию.

Татьяна Вольтская: Все это замечательно, но как же быть, когда сегодня из соображений безопасности в большинстве школ висит табличка: "Вход родителям воспрещен"?

Екатерина Александрова: И после этого мы ждем, что родители будут взаимодействовать со школой. Мы пробуем сейчас формировать такие залы родительского ожидания, как акцию. То есть это организация пространства, в котором родители смогут, ожидая детей, и познакомиться с тем, что происходит в школе и неофициально передать друг другу педагогические знания. И родители начинают сами покупать фильмы педагогической направленности, начинают их обсуждать.

Татьяна Вольтская: В одной из школ Саратова родители разработали памятку по уважительному отношению к собственному ребенку.

Екатерина Александрова: Мне здесь особенно нравится фраза, что не бывает виновных детей, бывают дети, нуждающиеся в нашей помощи. И если родителю не к чему придраться, то придираются к тону ребенка. То, что рождалась на рефлексивных совещаниях. Следующий этап, когда ребенок в процессе встречи взрослых начинает присутствовать виртуально.



Татьяна Вольтская: Но начинается все, конечно, задолго до школы. "Воспитание маленького волжанина" - так называется программа интеграции семьи и детского сада, которую придумали в Волгограде. Говорит руководитель проекта, доцент Волгоградского государственного педагогического университета Елена Евдокимова.

Елена Евдокимова: Наш современный мир раскалывается на детей и взрослых, которые все чаще бывают оторванными друг от друга. Помочь и взрослым родителям и педагогам, и детям найти себя, найти друг друга и развиваться вместе, причем на самых лучших образцах культуры, которые нам оставили в наследство, вот именно стремление привело нас к созданию подобного проекта, программы, ориентированной на диалог ребенка и взрослого.



Татьяна Вольтская: Как вы собираетесь достичь этого диалога и вот эту пропасть закрыть?



Елена Евдокимова: Главное - сначала организовать рядом друг с другом и эту позицию рядом должны организовать педагоги, дать возможность посмотреть друг на друга и на себя. И потом потихонечку, как в произведении величайшем «Маленький принц», начинать прочувствовать доверие друг к другу. Но здесь важно начинать с себя, с открытия своего сердца. Если педагог говорит: да, я готов открыть сердце навстречу семье – это самое главное условие, которое позволяет и семье открыться навстречу такому педагогу.



Татьяна Вольтская: Как это делается конкретно?



Елена Евдокимова: После того, как родители определяют, в какой детский сад они приведут своего ребенка, мы говорим, что там действительно рады друг друга видеть, но для того, чтобы вашему ребенку было комфортно и вам было комфортно, мы просим вас до того, как ребенок придет в детский сад, начать знакомство друг с другом – родители и педагогический коллектив. Нередко в сознании матери, отца и прародителей возникает этот страх, который парализует: как он будет, как он пойдет, что с ним будут делать. Нередко имени-отчества не знают тех, кто будет взаимодействовать с малышом. Мы это снимаем через специальную программу «Детский сад вместе с семьей». Девять встреч родителей, прародителей, если они пожелают, и всей педагогической команды в вечернее время. Эти встречи проходят два раза в неделю. Мы постепенно формируем хотя бы базовые безопасные ощущения родителей по отношению к детскому саду. Потом нач и на е т приходить в наши формирующиеся отно шения и малыш. Сначала это может быть 10-15 минут, он рядом находится, вместе с мамой, вместе с педагогом, он выбирает интересное для себя занятие. После этого длительность увеличивается, но не сразу, это продолжающееся пребывание в течение всей недели. Потом мы переходим уже в групповое помещение. Дальше больше, пока он не начнет отпускать родителей от себя и пока его интерес не будет сосредоточен на группе, на воспитателе и на детях.

Татьяна Вольтская: Другая часть программы - занятия вместе с родителями и детьми художественным творчеством.

Елена Евдокимова: Такие семейные студии у нас ведут специалисты. Они видят, что нередко родители пытаются отсидеться в сторонке и не включаться в совместный процесс действия. Рисование, выстраивание аппликаций в разных техниках и так далее. «Я посижу, посмотрю». И вот здесь, конечно, нужно дать возможность вжиться в эту ситуацию. В чем как раз фокус - для каждого проходит разное по длительности время, когда он готов быть с ребенком, готов поддерживать его. И конечно, радость, когда, например, отказывающаяся мама, которая говорит: я не хочу, я не буду, пусть он сам, посижу в сторонке, потом подходит, начинает просто находиться рядом, потом просит материал для себя, начинает делать рядом и помогает ребенку. А потом оказывается, что она постоянным становится посетителем подобных встреч, и более того, еще дает потрясающую обратную связь, говоря о том, что: спасибо, что вы освободили меня от тех прежних страхов, которые живут с эпохи еще детства. Через такие контакты я в себе освободила много зажимов и открыла не только ребенка, но и в себе ребенка.



Татьяна Вольтская: А какие главные страхи или стереотипы?



Елена Евдокимова: Стереотипы, которые тормозят отношения - это стереотипы: у меня нет времени или у меня мал времени - это самый главный стереотип. Но за ним скрывается чаще всего страхи неуспешных детей, тех самых гадких утят, которых когда-то видели родители или педагоги в детстве. Они, освободившись от этих страхи, обнаружили в себе новые грани и тогда уже более открытые отношения.

Татьяна Вольтская: Сегодня в стране есть несколько проблем, решая которые, можно выстраивать сопровождение семьи в образовательных учреждениях, - считает директор частной школы, редактор Газеты для родителей Михаил Эпштейн. Одна из них - как раз та, которой посвящен Волгоградский проект, но есть и другие сферы приложения сил.

Михаил Эпштейн: С одной стороны, понятная проблема, что детских садиков не хватает и что-то надо делать в этом смысле. И сейчас проекты, которые про дошкольный мир, при этом не разделяя семью, а соединяя вместе детей и родителей. Есть такой проект «Зеленый дом», который в Петербурге 10 лет пытается жить, выживая каждый раз в разных условиях, находя деньги, не находя деньги. Идея проектов в работе с семьей, с ребенком до трех лет. Если ребенка отрываешь от мамы, в сад сдаешь, то у ребенка проблем куча. А это такой проект, такое открытое пространство, в котором мама с ребенком могут находиться вместе, но при этом ребенок имеет возможность от мамы уползти. Такое пространство, где родители могут помогать ребенку друг от друга отделяться, но при этом оставаться вместе. И таких пространств должно быть много. Их не так много есть, но появляется такая тенденция. Вторая проблема, которая точно есть в этой сфере - это проблема пространств, куда родители могут быть вместе с детьми и не быть развлекаемы, а вместе могут что-то делать и увлеченно заниматься совместными делами, совместным творчеством. Таких пространств немного, но они постепенно появляются, некоторые из них платные, некоторые бесплатные, но главное, чтобы они появлялись. Мы, например, пытались делать пространство «Открытые мастерские», где родители с детьми вместе могут руками работать. Нечто подобное есть в Этнографическом музее. Но это как пример тенденции, которая появляется. Это очень востребовано, а главное очень полезно. Потому что родители вместе с детьми делают что-то, во-первых, сами увлекаются, дети видят вовлеченных родителей. Не удрученных, измученных жизнью, усталых, а увлеченных, ловящих кайф от творчества совместного.



Татьяна Вольтская: Проживание процесса.



Елена Евдокимова: Проживание, совершенно верно.

Татьяна Вольтская: Михаил Эпштейн знаком и с западным опытом поддержки семьи образовательными учреждениями, хотя понятно, насколько российские реалии отличаются от европейских или американских.

Елена Евдокимова: На Западе, по крайней мере, есть две программы большие, которые поддерживают семью. Одна ситуация, что Америка сейчас переживает бум домашнего обучения и там это активно развивается. Второй пример - замечательная программа «Город как школа». Программа, рожденная в Америке, подхваченная немецкими коллегам. Это программа, позволяющая ребятам, имеющим трудности в обучении, немножко уйти от школы в смысле школьности, а заняться практикой, стажировкой, конкретной работой и через это вернуться потом к образованию. На самом деле у ребенка могут быть проблемы со школой, была бы система поддержки таких мам, таких семей и таких детей, причем не только учебная поддержка и, на мой взгляд, в подростковом возрасте не столько учебные поддержки, сколько именно собственное становление. Если бы была возможность такая, то тогда бы что-то работало. Но здесь можно говорить о некоей нормализации, которой в стране у нас нет, поэтому нет среды вокруг нас. Отдельные песни можно петь про армию. Например, если армию отменить обязательную и сделать контрактной, резко улучшится атмосфера внутри семьи, по крайней мере, там, где мальчики.