Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.
Андрей Шароградский: Левые и правые оппозиционеры готовы сесть за стол переговоров, чтобы защитить демократические свободы и обсудить политику властей. Сделать они это готовы на Национальной ассамблее, которую планируют провести 17 или 18 мая. Разногласия во взглядах участников этой встречи не волнуют, главное - создать площадку для разных мнений и объединиться в альтернативном политическом пространстве. Готов принять участие в ассамблее и Народно-демократический союз Михаила Касьянова. Однако в НДС рекомендуют собраться не в мае, а осенью.
Максим Ярошевский: Пресс-конференция организаторов Национальной ассамблеи началась с того, что на место встречи с журналистами вызвали милицию. Во дворе, где находится независимый пресс-центр, появились молодые крепкие юноши, от которых участники встречи ожидали явных провокаций. В итоге двоих самых подозрительных задержали и сопроводили в ближайшее отделение милиции. Один из главных участников пресс-конференции, лидер запрещенных национал-большевиков Эдуард Лимонов, не приехал, а его сторонники, которые дежурили у входа в конференц-зал, дружно покинули встречу. "Надо создавать площадку для разных, далеко не всегда одинаковых мнений", - начал лидер "Объединенного гражданского фронта" Гарри Каспаров...
Гарри Каспаров: Естественные совершенно разногласия, которые вообще бывают в любом парламенте, а с учетом достаточно полярных взглядов многих-многих организаторов Национальной ассамблеи по ключевым вопросам, этих разногласий не избежать. Но как раз задумка ассамблеи - это создание той самой площадки, на которой эти разные мнения могут высказываться. То есть в условиях, когда власть создает совершенно безголосый, бесправный парламент, который, как мы все знаем, не место для дискуссий, кто-то должен постараться создать площадку для дискуссий, в которой разные политические силы, выведенные за рамки так называемого официального легального политического процесса, будут иметь возможность говорить о проблемах страны и предлагать свои пути выхода из кризиса, свое видение того, как надо нам выстраивать основы нормально функционирующего государственного устройства.
Максим Ярошевский: Представляющий крайне-левое крыло будущей Национальной ассамблеи лидер "Авангарда красной молодежи" Сергей Удальцов предложил встречаться не только наяву, но и в глобальной сети.
Сергей Удальцов: Мы надеемся, что наши совместные усилия позволят нам быть услышанными. Сегодня это одна из основных проблем: у нас очень мало возможностей быть услышанными. Планируется создание сетей информационных Национальной (или народной) ассамблеи в интернете, довольно мощной сети. Я надеюсь, что действительно эти проекты, которые мы будем предлагать, будут интересны нашему обществу. И самое главное, я хочу подчеркнуть, не ставится и не должна, на мой взгляд, ставиться задача по всем вопросам находить консенсус.
Максим Ярошевский: О причинах, по которым левые и правые решили объединиться, на пресс-конференции говорил председатель Коммунистической партии-КПСС Алексей Пригарин...
Алексей Пригарин: Мы видим, что сегодняшний режим (не буду ему давать морально-этических оценок), последовательно удушает буржуазно-демократические свободы. Шаг за шагом, сантиметр за сантиметром, будь то закон о политических партиях, о выборах, о СМИ, то, что делается… принимаются иногда с беспредельным цинизмом... Поэтому мы, коммунисты, левые, считаем, что у нас есть общее поле - это защита демократических свобод, в отстаивании которых мы практически едины, хотя у нас внутри ассамблеи действительно идут жаркие споры о том, что это за такие за свободы и как их реализовать.
Максим Ярошевский: На ассамблее организаторы оппозиционного движения готовы общаться со всеми политическими силами, и не обязательно, чтобы они были именного оппозиционными. Достаточно принять присягу, считает Сергей Удальцов.
Сергей Удальцов: Мы приходим к мнению, что для того, чтобы действительно стать полноправным депутатом ассамблеи, будет разработана некая присяга, которую каждый делегат будет принимать и после этого становиться депутатом ассамблеи. Я думаю, что текст присяги будет такой, что он будет четко определять наше место в политическом пространстве. Если эту присягу готовы будут принять даже члены "Единой России", мы будем только рады. Это значит, что они тоже прозревать начнут. А уж о представителях КПРФ, "Яблока" и других, хотя бы более или менее формально оппозиционных партий, ну, об этом и речи идти не может, конечно, мы их ждем.
Максим Ярошевский: Опоздавший на 45 минут к началу пресс-конференции бывший советник президента России по экономическим вопросам Андрей Илларионов сразу предупредил: нет никакой гарантии, что ассамблея пройдет удачно.
Андрей Илларионов: Гарантирован ли этот проект на всеобщую немедленную удачу, на всеобщий немедленный успех? Нет. Риски велики, потому что это живой проект, в нем участвуют живые люди со своими представлениями и по способам действия, и по целевым ориентирам, по опыту, который накоплен этими людьми, он совершенно разный. Но это первая, по крайней мере, в истории новой России, и возможно, одна из первых попытка в истории нашей страны без власти, без насилия или без какой-то рекомендации, поддержки со стороны власти, самостоятельно, с разных сторон гражданского общества и с разных сторон политического общества создать такой институт.
Максим Ярошевский: Предварительный состав участников Национальной ассамблеи известен. Это левые движения: "Авангард красной молодежи", Коммунистическая партия-КПСС Алексея Пригарина, запрещенные национал-большевики, и правые: "Объединенный гражданский фронт" Гарри Каспарова совместно с Андреем Илларионовым. Готов присоединиться к ассамблее Народно-демократический союз Михаила Касьянова. Однако сторонники экс-премьера уверены, что подобную акцию необходимо проводить не в мае, а ближайшей осенью. Говорит помощник экс-премьера Елена Дикун...
Елена Дикун: Идея национальной ассамблеи здравая, имеет позитивное политическое значение. Однако действительно президиум полагает, что мероприятие, намеченное на май, надо перенести на осень. Дело в том, что к осени уже станет абсолютно ясно, собирается ли власть кардинально менять политический курс или нет. Следующие изменения, которые необходимо, чтобы произошли в стране, - это обеспечение свободы общественно-политической деятельности, это обеспечение свободы слова и средств массовой информации, это прекращение произвола правоохранительных органов, освобождение политзаключенных и принятие политического решения о проведении в 2009 году досрочных парламентских выборов. Если это сделано не будет, то власть просто прикрывается красивыми словами и не более того.
Максим Ярошевский: Мнение сторонников Касьянова организаторы Национальной ассамблеи не поддерживают. Рассказывает Гарри Каспаров...
Гарри Каспаров: Идея переноса на осень Национальной ассамблеи много раз обсуждалась. И, безусловно, в том, чтобы получить больший временной лаг, получить возможность серьезнее подготовиться, есть определенный резон. С другой стороны, мы должны учитывать, что сама концепция ассамблеи родилась не вчера, она постоянно обогащалась какими-то новыми идеями, и к ней подключались разные политические силы. На наш взгляд, общий, понимая прекрасно все недостатки такого скорого проведения ассамблеи, мы все-таки должны реагировать на те процессы, которые происходят в стране. Сейчас, на наш взгляд, необходимо дать какой-то адекватный ответ разных политических сил на фактическую узурпацию власти.
Максим Ярошевский: Оппозиция на Национальной ассамблее намерена собрать не более 700 человек. Списки делегатов от различных организаций будут утверждены 30 апреля. Однако заявки на участие от частных лиц готовы принимать вплоть до 11 мая.