В Москве открылся очередной фестиваль «Черешневый лес». В его программе, как всегда, ретроспектива фильмов, выставки, концерты, но самое важное то, что останется городу по окончании фестиваля, а именно спектакль, сыгранный Олегом Меньшиковым в Театре имени Моссовета. Он называется «1900» и поставлен по произведению Алессандро Барикко.
Олег Меньшиков для актера такого масштаба редко снимается в кино и выходит на сцену. Иногда кажется, что вся эта суета ему ни к чему, что он совершенно самодостаточная личность. И нет ничего удивительного в том, что его внимание привлекла история итальянского писателя, нашего современника Алессандро Барикко. Многим она известна по фильму «Легенда о пианисте», кстати. Это история подкидыша, названного по году рождения Тысяча Девятисотым, музыканта Божьей милостью, пианиста-самоучки из джаз-банда океанского лайнера, чья нога ни разу не ступала по твердой земле. Олег Меньшиков исполняет роль трубача. Много лет спустя его герой вспоминает того человека, который сыграл главную мелодию его жизни, того самого Тысяча Девятисотого.
Олег Меньшиков — актер уникального обаяния. Прежде считалось, что это необходимое условие для сцены, теперь — не то. Он переменчив, как сам Протей, он одновременно Пьеро и Арлекин, то есть актер острой характерности и тончайшей лирики. И лицо его способно не выражать даже, а отражать малейшее движение души и то, что в ней творится. Вот отрывок из спектакля:
На берегу вдали маяк последний тает.
На корабле об этом быстро забывают.
А на корме слегка поддавшие отцы
Всю ночь кричат: «Отдать концы».
Дамы и господа, мы рады приветствовать вас на нашем корабле в этом плавучем городе, который, кстати сказать, во всем в точности похож на "Титаник". Спокойно, господа, я пошутил, пошутил. Что вы? Сядьте, господин. Что вы так разнервничались?! Итак, добро пожаловать в океан! Господин, который нервничает все время, держу пари, что вам на пятки уже лет пять наступают кредиторы, и вы зашли на корабль случайно, да, просто посмотреть, а потом не заметили, как он отплыл, правда, да? А дома жене сказали, что пошли на минутку купить сигарет, правда? А сейчас ваша жена сидит в полицейском участке и рассказывает, какой вы были хороший, нормальный, абсолютно здоровый, за 30 лет ни одной ссоры. Короче, господа, что вы здесь делаете, а, в трехстах милях от любой маломальской земли и в двух минутах от очередного приступа рвоты? Пардон, мадам, я пошутил. Господа, этот корабль катится, как бильярдный шар, по глади океана, и ровно через шесть дней, два часа и 47 минут он в Нью-Йорке.
Когда герой Олега Меньшикова вспоминает капитана корабля или кого-то из моряков, богатую американскую даму или пассажира-джазмена, то эти люди отражаются в лице Меньшикова. В нем самом ничего не меняется, но вы видите всех людей, которых его герой считает нужным упомянуть. С первой до последней минуты спектакля Олег Меньшиков не покидает сцену ни на одну минуту. Он ведет одну серьезную тему: человек может носить мир в самом себе, жить спиной к миру и лицом к морю и музыке, двум всевластным стихиям, когда море и музыка внутри, даже попытка встречи с реальностью несчастье, а смерть милее реальности. И еще одна тема, тоже крайне существенная: человек, умеющий создавать миры, все же никто в сравнении с тем, кто мир сотворил.