Истории Запада и Востока. Иудейские жены

Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ровшан Гусейнов.



Алексей Кузнецов : О том, насколько сложным и медленным может быть процесс интеграции «новых» иммигрантов в социально-бытовую жизнь израильского общества, сказано и написано очень много. Интеграция значительно ускоряется, если иммигрант вступает в брак с гражданином Израиля, исповедующим иудаизм и давно живущим на Земле обетованной – однако нередко молодоженов, особенно женщин, подстерегает множество сюрпризов. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Израиле Ровшан Гусейнов.



Ровшан Гусейнов: В случае брака с ортодоксальным иудеем светскую женщину, особенно не еврейку по крови, ожидает, говоря театральным языком, резкая «смена места и времени». Представьте себе состояние человека, вдруг попавшего из XXI века в замкнутый мир, сохранившийся неизменным на протяжении тысячелетий - консервативный и степенный, где женщине нельзя оставаться наедине с любым «чужим» мужчиной, где запивать молоком бутерброд с колбасой - смертный грех, также как включать свет и зажигать огонь в субботу…


Религиозная женщина должна одеваться скромно, и даже к раввину обращаться напрямую ей не пристало. Как рассказала мне одна бывшая жительница Киева, в недалеком прошлом вполне светская девушка, ставшая женой ортодоксального еврея и получившая имя Нехама, женщина должна не только соблюдать все религиозные правила, но и избегать двусмысленных ситуаций.



Нехама : Женщина из соображений скромности, если у меня возникает какой-то вопрос, я спрашиваю мужа, а муж спрашивает равва. Или через жену. Все продумано. Ограждает от неприятных ситуаций. Даже если они там в шашки играют, кто-то, который видел, как они туда заходили, может что-то такое подумать.



Ровшан Гусейнов : Встреча Нехамы с корреспондентом Радио Свобода проходила по всем правилам, в присутствии ее отца. Свою фамилию моя собеседница предпочла не называть - вероятно, также из соображений скромности.


Путь светской девушки в религиозную среду, в зависимости от национальности матери, проходит или через особый процесс под названием «гиюр» - то есть «обращение в иудейскую веру», или же через «хазара б тшува» - «возвращение в веру».



Нехама : Самое, конечно, интересное началось, когда я закончила весь процесс гиюра. Сваха тут же появилась. Моментально, я не успела глазом моргнуть. Я со своим мужем познакомилась исключительно через сваху. Было несколько встреч, мы сидели на лавочке, разговаривали и решили, что, да, надо создавать еврейский дом, еврейскую семью. И создали ее с божьей помощью.



Ровшан Гусейнов : Брак «ортодоксальной» пары заключается по детально проработанным правилам, в основном, мало подвержен тем катаклизмам, которые обычно сотрясают, а иногда и разрушают браки светские. Вопреки расхожим стереотипам, женщина в ортодоксальной еврейской семье почитаема и обладает такими гарантированными правами, которые многим в браке «обычном» и не снились. В брачном контракте оговариваются обязанности мужа и его обязательства по содержанию жены, а также размеры компенсации в случае развода, причём жена и после подписания контракта может потребовать у мужа дополнительных «льгот». Такой довод, что в отчем доме у неё «это» имелось, или «вот то» было, считается очень весомым и зачастую служит основанием для вынесения раввином вердикта в пользу жены, которому не подчиниться муж не может. Муж также обязан и без всякого контракта содержать семью и обеспечивать жене определенное количество новых нарядов каждый год.


Рассказывает театральный режиссёр и актриса Рахель Спектор, которая в Израиле прошла процесс «возвращения в веру».



Рахель Спектор : Дело в том, что где еще написано, что мужчина должен обеспечить жене как минимум три наряда в год, потому что ей нужно на Пейсах быть в новом наряде, ей нужно еще где-то быть в новом наряде. А потом в Шабат она должна одеться нарядно. Община не поймет, если она придет в заплатанном платье.



Ровшан Гусейнов : По словам Рахель Спектор, статус женщины в религиозной еврейской семье действительно весьма высок, и в особенности в Шабат - священную субботу, которую она открывает, зажигая ритуальные свечи. Впервые она столкнулась с этим, посетив религиозную семью ещё до своего «посвящения».



Рахель Спектор : Разливали вино, это отец делал. Первой пила мать, потом пили девочки по старшинству, а потом мальчики по старшинству. И это был ритуал, это степень уважения к возрасту. Это статус в семье.



Ровшан Гусейнов : То есть женщине предпочтение за столом.



Рахель Спектор : В Шабат она - царица. Она царица, потому что она принимает Шабат. Она - хозяйка дома. Есть раввы, которые говорят: «Для чего женщина приходит в этот мир, религиозный мир? Для того чтобы вести своего мужа». Поэтому статус женщины на самом деле невероятно высок.



Ровшан Гусейнов : Справедливости ради скажу, что определенные неудобства для женщин в консервативных религиозных общинах в Израиле все же существуют. Например, в автобусах, идущих по специальным маршрутам, «только для ортодоксов», мужчины сидят в передней части салона, а женщины - в задней. В таких автобусах не принято, чтобы женщина садилась впереди, даже если «женская» половина набита битком, а в «мужской» есть свободные места…