Ограбление по-испански, из классовой ненависти

Рассказ про бандита-экспроприатора Арбе обешает быть захватывающим. Кое-что из арсенала налетчика

В испанском городе Авила, что в ста километрах к северо-западу от Мадрида, есть музей полиции, один из самых старых в Европе. Музей появился здесь в начале прошлого века. Первоначально это была лишь одна (правда, довольно большая) комната при полицейской академии, куда свозили со всей страны разные диковины – в основном конфискованные у преступников приспособления для грабежей типа сверхмощных «фомок», сверлильных машин для вскрытия сейфов, самодельного огнестрельного оружия. Здесь, к примеру, есть пистолет середины XIX столетия с тремя направленными в разные стороны стволами. Другая оригинальная вещица - портсигар с вмонтированным потайным револьвером, муляж бутерброда, начиненного взрывчаткой, и даже приспособление для кражи лампочек с уличных фонарей. Последнее изобретение относится к 1950-м, когда лампочки в Испании были в дефиците, стоили дорого, и их перепродажа приносила хороший доход. Воровское устройство представляет собой длинную палку, на конце которой смонтировано захватывающее лапочку устройство, позволявшее прямо с земли, не влезая на столб, аккуратно ее выкрутить.


Как поясняет сотрудник музея Армандо Гонсалес, музей создавался в сугубо практических целях, чтобы знакомить молодых полицейских с новинками преступного мира. Со временем он стал пополняться материалами о самой полиции: рассказами о знаменитых сыщиках и полицейских, погибших на посту, материалами о громких уголовных делах.


Не были забыты и четвероногие помощники служителей порядка. К примеру, пес Хассо, натасканный на поиск наркотиков, десять лет безупречно служил в полиции. С его помощью удалось обнаружить тонны наркотического зелья, которые контрабандисты пытались переправить в Испанию. Хассо постоянно выходил победителем в состязаниях поисковых собак, задействованных в подразделениях по борьбе с наркотиками. Когда пес умер в 1990-м, из него сделали чучело и установили в музее. Представлена здесь и форма испанской полиции разных эпох, начиная от ее первых образцов 1824 года выпуска и до наших дней.


Экспонаты рассказывают об эволюции методов работы полиции. К примеру, первые учетные картотеки на преступников появились в Испании в 1896-м. В них фиксировались помимо самих злодеяний привычки отцов криминального мира, их антропометрические данные, особые приметы, включая длину ушей, заносились описания одежды, которую те обычно носили. Экспонаты музея рассказывают и о работе современных лабораторий и баз данных, позволяющих эффективно вести розыск воров, мошенников и бандитов.


Испания заслужила собственный полицейский музей хотя бы исключительной фактурностью своих преступников. Во все времена стражи порядка не сидели здесь без работы. XIXвек оставил во всемирной литературе память о разбойниках-бандолерос, обитавших в горах южной части Иберии. Следующее столетие прославило на весь мир вора Элеутерио Санчеса Родригеса по кличке Луте. Группа Boney M посвятила ему одноименную песню, в Испании о нем снят фильм. Луте совершал удивительные по дерзости налеты на ювелирные магазины, а после ареста осуществил несколько не менее дерзких побегов.


Санчес Родригес здравствует и поныне. Отбывая 18-летний срок, он заочно выучился на юриста, и на свободе сделался преуспевающим адвокатом. Как такому человеку не посвятить отдельный стенд? Сейчас музей работает над созданием экспозиции, рассказывающей о знаменитом банковском грабителе Хайме Хименесе Арбе по кличке Одиночка. За 13 лет он совершил около 40 вооруженных налетов на финансовые учреждения. Идя на дело, Хименес Арбе изменял свою внешность: гримировал лицо, приклеивал фальшивую бороду и усы. Взяли его минувшим летом. На допросе он, что действовал не из корыстных побуждений, а по причине классовой ненависти - чтобы «отомстить за ростовщичество». Ненависть к «экспроприаторам» у Арбе наследственная – его мать до недавних пор была депутатом поселковой мэрии от компартии.