Латвия определится с финансовыми претензиями к России через год

Латвия напоминает: "Мощь России построена на костях"



В Латвии оглашены очередные итоги работы правительственной комиссии по подсчету убытков, нанесенных стране коммунистическим режимом. По-прежнему не названа сумма конкретных финансовых претензий к России как к правопреемнику Советского Союза. Однако обнародованы данные о числе жителей страны, пострадавших «от советской оккупации».

На работу комиссии из госказны ежегодно выделяется по 450 тысяч долларов. Однако в отличие от соседней Литвы, где нанесенный советским присутствием ущерб оценили в 27,8 миллиарда долларов (тогда - 24 млрд. евро), здесь конкретных сумм пока не называют. Председатель комиссии Эдмунд Станкевич говорит: «Мы всего лишь на полпути. Об окончательных результатах можно будет говорить лишь к следующему году». В восьмистраничном отчете конкретика лишь по двум сталинским депортациям - 1941 и 1949 годов. Всего 578975 сосланных.


В разделе «Экономика, демография и окружающая среда» говорится лишь, что оккупационный режим СССР нанес существенный ущерб экономике Латвии. В качестве примеров приводятся Чернобыль и Афганистан (имеется в виду подневольное участие в этих событиях граждан Латвии).


О работе комиссии Радио Свобода рассказал сам Эдмунд Станкевич:


- Мы пока еще о цифрах не говорим, потому что работа продолжается. Я не думаю, что мы сейчас можем на чем-то спекулировать. Главное - не денежные расчеты. У нас есть задачи, которые касаются людей. Нужно определить число жертв - репрессированных и депортированных. Это для нас первоочередная задача. Но это не означает, что мы не работаем и над экономическими задачами.


- Ваши оппоненты из русскоязычных левых фракций утверждают, что в советское время здесь наоборот была поднята инфраструктура, были построены заводы и фабрики. Что вы можете на это возразить?


- Из римского права мы знаем, что незаконные действия не дают права. Оккупация - это противоправное действие, это против международного права. Этим принципом мы и руководствуемся.


- С точки зрения экономики, здесь просто инвестировались деньги. Но они и отрабатывались. Была хорошая отдача от балтийских стран. Инвестированный рубль очень быстро окупался, так что экономически все, что здесь было инвестировано, уже давно вернулось. А мы сейчас сталкиваемся с проблемой - надо или содержать все это хозяйство, или оно бесполезно. Потому что в рыночной экономике эти гипертрофированные предприятия, которые производили неконкурентоспособную продукцию, никому не нужны.


Историк Елена Зубкова напоминает, что «бои за историю» , которые ведет Россия со странами Балтии, продолжаются не один год:


- Безусловно, знать историю своей страны надо. И подсчитать, во что в конце концов обошелся сталинский эксперимент по восстановлению империи, тоже необходимо. Подсчитать до последнего человека. В этом смысле Латвия может показать хороший пример России. Но когда это стремление движется по заранее заданному жертвенному вектору – это уже заказ. И неважно, кто сделал этот заказ, и с какой целью этот заказ выполняется. В конце концов, он имеет очень отдаленное отношение к тому, что мы называем познанием своего прошлого.


- Такой путь отнюдь не безобиден. Он закрепляет в национальном сознании комплекс жертвы, когда все и вся объясняется присутствием чужой злой воли. Советская власть была установлена в Латвии силой. Это доказано, опубликованы документы. Но держалась она не только благодаря насилию извне.


- Работала серьезная комиссия, историки копали в архивах. И что получилось? Мы имеем новый иск. Составление подобных исков – это тупиковый путь. Во-первых, непонятно, почему за советские долги должна отвечать современная Россия? Да, Россия - правопреемник Советского Союза. Но Россия не может считаться политическим преемником сталинского режима. Каток сталинизма прошелся по всем народам, населявшим когда-то Советский Союз. Если предположить, что Россия вдруг взялась бы платить по этим выставленным счетам, то платить пришлось бы наследникам или потомкам репрессированных граждан РФ, Украины, всех республик. А еще такой путь вызовет обратную реакцию. Если не было еще пока дано задание, то оно, несомненно, поступит – составлять встречный иск. Туда будет вписано много чего, начиная с тех же латышских стрелков, которые спасли большевистский режим в июне 1918 года, и заканчивая заводами и пароходами.