Сегодня исполняется 40 лет со дня появления первого номера правозащитного бюллетеня "Хроника текущих событий"

Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Евгения Назарец.



Алексей Кузнецов: Сегодня исполняется 40 лет со дня появления первого номера правозащитного бюллетеня "Хроника текущих событий". Активист правозащитного общества «Мемориал» Александр Черкасов более 10 лет работает над созданием интернет-версии советского правозащитного бюллетеня «Хроника текущих событий». С ним беседовала Евгения Назарец.



Александр Черкасов: «Хроника» составляла не только описание… наиболее полное, пожалуй, описание независимой общественной активности в Советском Союзе в 1968-1983 годах, но и передавала стиль этой независимой активности. «Хронику» делали поэты и учены. Начинала ее Наталья Евгеньевна Горбаневская, а после ареста Натальи Евгеньевны в 1969 году за дело взялся Анатолий Якобсон, который сам поэт, переводчик, литературовед. Они, пожалуй, задали моральную и стилистическую основу «Хроники». Она очень спокойна, она очень спокойна там, где, казалось бы, спокойной быть нельзя. Она вроде бы бесстрастно описывает то, что происходит на воле, в судах, в «малой» зоне, хотя и волю проще было бы назвать «большой зоной». Там почти нет оценок, там факты. И вот эта неоголтелость, эта спокойное (внешне спокойное) восприятие всего, что происходит, без истерики, без уподобления тем, кто, собственно, давил всю эту независимую активность, это, наверное, и было одной из главных особенностей диссидентского движения в Советском Союзе. Не уподобиться противнику, потому что иначе ты сам станешь на него похож. Но не только поэты делали «Хронику», поэтов сменили математики, шире - ученые: Татьяна Великанова, Сергей Ковалев, Александр Лавут и многие другие. И «Хроника» - это образец научной точности работы с материалом.



Евгения Назарец: Какое-нибудь издание, какой-нибудь ресурс в современном мире выполняет ту же функцию или хотя бы аналогичен в какой-то мере «Хронике текущих событий», на ваш взгляд?



Александр Черкасов: Понимаете, «Хроника текущих событий» была, по сути дела, первым информационным изданием в советское время, не пропагандистским, какими были издания официальные, а именно информационным. Но ведь на рубеже 1990-х у нас появилась независимая журналистика, которая в целом и должна была бы выполнять эту функцию. Другое дело, что вскорости журналистика сузила область своих интересов примерно до размеров Садового кольца. Между тем, если мы посмотрим на географию упоминаемых в «Хронике» мест, там весь Советский Союз. Другое дело, что тематика прав человека для большинства изданий уже не является актуальной. Другое дело, что сама стилистика современной российской прессы совершенно иная. Какие издания? Ну, есть некоторое количество изданий, которые пишут, которые печатают материалы или размещают в интернете материалы такого характера. Если же говорить о стиле, я бы воздержался от называния того или иного современного издания в качестве возможного наследника этой традиции. Но об этой традиции нужно помнить, потому что в какой-то степени «Хронику» можно считать эталоном информационной журналистики в экстремальных обстоятельствах.