Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Юрий Векслер.
Дмитрий Волчек: На этой неделе весь мир узнал о существовании австрийского городка Амштеттена. Сотни журналистов устремились на улицу Иббштрассе, чтобы рассказать историю 73-летнего инженера Йозефа Фритцля, который насиловал собственную дочь с 11 лет, а затем на 24 года запер ее в подвале. В этом подвале отец прижил с дочерью семерых детей, трое находились от рождения в подвале вместе с матерью и лишь на днях впервые в своей жизни увидели мир и вдохнули свежий воздух. Один ребенок Элизабет умер вскоре после рождения, а еще трое других детей и одновременно внуков амштеттенского монстра жили вместе с ним и его женой в качестве приемышей. История обрастает все новыми подробностями, о них рассказывает Юрий Векслер.
Юрий Векслер: Йозеф Фритцль, ведший как минимум четверть века двойную жизнь, один раз как бы намекнул одному из квартирантов на свою тайну, сказав: «Когда-нибудь этот дом станет знаменитым». Его предсказание сбылось.
Похоже, что в конце жизни Фритцль захотел как раз известности, так как по сути дела сам открылся, и после ареста во всем признался.
Сначала он по своей воле разрешил выйти из подземелья и обратиться за медицин c кой помощью своей 19-летней заболевшей дочери-внучке, а затем ее 42-летней матери. После чего он уже под давлением полиции сообщил код установленного в подвале электронного замка и дал таким образом возможность освободить еще двух сыновей-внуков 5 и 18 летнего возраста. То есть по сути дела он сам сдался. Не заболей серьезно с угрозой для жизни его дочь, история могла бы еще долго оставаться невидимой.
Ныне арестованный, он не выказывает никаких признаков раскаяния. Говорит представитель прокуратуры по связям с общественностью Герхард Седлачек.
Герхард Седлачек: По словам судьи и следователей, Фритцль был внутренне как будто готов к тому, что ему теперь предстоит, и он не выказывает при допросах вообще никаких эмоций, коротко отвечая на вопросы без особых подробностей.
Юрий Векслер: До того, как начать двойную жизнь, Фритцль был уже отцом шестерых детей, которым сегодня от 30 до 50 лет. Все они живут отдельно. Одну свою дочь-внучку Лизу он удочерил, а 15-летнюю Монику и 12-летнего Александра официально взял на воспитание. В подвале, в котором они родились, оставались жить 19-летняя Керстин, 18-летний Штефан и 5-летний Феликс.Теперь эта история приобрела резонанс. Есть два вопроса, которые волнуют теперь уже, можно сказать, всех как в самом городке, так и за его пределами. Можно ли было распознать этого человека раньше и были ли у него если не сообщники, то кто-нибудь, кто помогал ему, например, установить 300-килограммовую дверь в подвале. Большинство экспертов отмечают логистические и психологические таланты преступника, его психологическую устойчивость и выносливость.
Ведь ему, создавшему легенду о дочери, которая сбежала из дома и скрывается в какой-то секте, о том, что она подбрасывает ему и жене своих детей, надо было кроме всего прочего незаметно для других снабжать своих узников всем необходимым. С этим он успешно справлялся.
Фритцль признался, что запугал узников подвала и парализовал их волю угрозой в случае нападения на него пустить в подвал газ и всех и таким образом убить. Полиция пока не смогла найти в подвале место подведения газа.
Сейчас экспертами обследуется трехсоткилограммовая с электроприводом дверь в подвал, дверь из стали и бетона с электронным замком. Фритцль утверждает, что она так запрограммирована, что сама открылась бы, если бы некоторое время ее никто бы не открывал, например, в случае неожиданной смерти самого Фритцля.
Сам он говорит теперь на допросах, что хотел защитить дочь от наркотиков и добавляет: «Она была трудным ребенком». Его частная тюрьма, насилие и беременности дочери - все это стало следствием его желания сделать как лучше. «Да, у него был секс с дочерью, - говорит он. - Но он же не держал ее связанной и не содержал ее как зверя».
Жертвами Йозефа Фритцля стали можно сказать минимум 7 человек, включая жену, которая утверждает, что ничего не знала и, как это ни невероятно, ей верит главная жертва - дочь. Дело в том, что выйдя в 17-летнем возрасте замуж за Йозефа Фритцля, его жена подчинилась его сильной воле, став его первой жертвой на вот уже 50 лет. Но первой ли?
Теперь всплывают все новые истории из прошлого Фритцля. Уже установленный факт, что он более 40 лет назад уже отсидел 18 месяцев за изнасилование, сидел он и как подозреваемый в поджоге, а теперь проверяется еще, не замешан ли он в изнасиловании и убийстве молодой женщины 22 года назад.
Но и одного изнасилования должно было быть достаточно, чтобы в дальнейшем власти относились бы к нему с дополнительным вниманием, а не покупались так легко на его сказки. Так считает молва, так пишет пресса, и ответственность тенью ложится на нынешнего бургомистра городка. Он пытается в ответ разоблачать некоторые публикации как выдумки. Кроме этого он заявил, например, по поводу удочерения и оформления опеки Фритцлем: «Я хочу вас заверить, что еще раз внимательно прочитал акты удочерения и опеки. Они с точки зрения закона в полном порядке и не могли бы вызвать подозрений, хотя газеты и излагают другие мнения и пытаются выставить меня дьяволом».
В оправдание властей и ничего не замечавших жителей городка можно привести важный вывод психологов. Говорит психолог Петер Гросс.
Петер Гросс: Для осуществления его планов Фритцлю требовался интеллект и талант организатора. Всем этим он несомненно обладал, так как для себя успешно решал сложные задачи и сохранял все в тайне. Это не могло не быть и для него большой тяжестью, но он, очевидно, со всем этим справлялся
Юрий Векслер: Итак, преступник умен и изобретателен, но разве это нельзя сказать про любого успешного до поры до времени преступника, ведь преступное сознание, как правило, опережает в своей фантазии и смелости обычное, в том числе и сознание следователей. Самый убедительный пример – события 11 сентября. Преступники всегда знают, что они преступники и просчитывают возможные реакции окружающих. А те, как правило, не подозревают о том, что делается вокруг них.
Многих волнует вопрос, что будет теперь с шестью детьми и одновременно внуками Фритцля, что будет с его женой и дочерью. Говорит Ханс-Ханц Ленце, бургомистр Амштеттена.
Ханс-Ханц Ленце: Мы, конечно, беспокоимся о будущем жертв. Мы намерены организовать для них новую идентичность, изменить их имена и фамилии - это мы сможем сделать сравнительно скоро. Но все это, конечно, с согласия с семьи, так как семья сама хозяин судьбы и сама должна определять, что ей необходимо и последовательность шагов.
Юрий Векслер: Есть и еще одна всеобщая проблема в связи с этой историей. Весь мир смотрит телерепортажи и обсуждает происшедшее. Видят все это и дети. Как объяснить им, что произошло. Говорит берлинский психотерапевт Изабелла Хойзер.
Изабелла Хойзер: Для детей от четырех до 9 лет я предложила бы простое объяснение. Ребенку надо сказать: ты должен знать, что на свете есть плохие люди. И такие люди заперли детей на многие годы. Это, конечно, ужасно. Представь себе, что было бы в твоей жизни, если бы ты не смог бы играть в футбол или кататься на скейтборде, не мог бы ходить в школу и играть с друзьями. Но теперь пострадавшие дети уже в безопасности. Им помогли и теперь все уже хорошо.
Юрий Векслер: Известная всему миру как жертва восьмилетнего заточения и насилия и так же жительница Австрии Наташа Кампуш, однако, уверена, как была интуитивно уверена и ранее, находясь в руках мучителя, что она не единственная, кто стал жертвой такого рода и что детей с подобной судьбой немало. Хочется верить, что злодеев, подобных Йозефу Фритцелю, который держал 24 года в заточении собственную дочь и троих общих с нею, рожденных от инцеста детей, который заставлял свою дочь писать письма, подтверждающие все то, что он рассказывал соседям, полиции и властям, что таких монстров на свете немного.