«Начальник депо не понимает, как мы могли забастовать»

В 10 регионах России машинисты тоже готовы прекратить работу

К новой забастовке московских железнодорожников, которую они планируют провести после майских праздников, могут присоединиться их коллеги в 10 регионах России. Пикет в поддержку машинистов московских локомотивных бригад прошел накануне на дистанции пути Восточно-Сибирской железной дороги в Забайкалье. 4 мая о своей поддержке и готовности присоединиться к забастовке сообщили работники депо и локомотивных бригад Абакана, Перми и Санкт-Петербурга. Окончательное решение о возобновлении и времени проведения забастовки будет принято 12 мая. Об этом заявил лидер Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников Евгений Куликов. Одним из главных требованием железнодорожников остается прекращение дискриминации по факту принадлежности к профсоюзу.


«Как только со стороны работодателя прекратится давление на членов профсоюза [локомотивных бригад], его численность вырастет в десятки раз, - говорит Евгений Куликов. Граждане вступают в профсоюз для того, чтобы себя оградить и защитить. Но, вступив к нам и испытывая на себе давление компании, они полагают, что такой профсоюз не совсем удобен, потому что они наживают себе головную боль, лучше жить спокойно, и они уходят от нас. Как только прекратится давление, у нас будет более 50 процентов работающих, и мы сможем вести иной разговор с компанией».


Профсоюз локомотивных бригад железнодорожников был создан в 1992 году и насчитывает на сегодняшний день в своих рядах более двух тысяч человек. О том, сколько членов числятся в официальном Российском профсоюзе железнодорожников, по словам Куликова, неизвестно. Конечно, соглашается он, там людей больше, но состоять в официальном профсоюзе их заставляют угрозами. Эти словам подтверждаются письмом, подписанным исполняющим обязанности начальника одного из локомотивных депо Сальковым и председателем профкома Мезенцевым. Воздействовать на одного из членов свободного профобъединения они пытаются через его супругу.


«Уважаемая Татьяна Сергеевна, – говорится в этом письме, - Ваш муж Владимир Сталевич … является образцом для подражания в части исполнения своих должностных обязанностей. Но на данный момент по неизвестным для нас причинам он вышел из состава профессионального союза железнодорожников и стал членом альтернативного профсоюза локомотивных бригад. Российский профессиональный союз имеет ряд преимуществ: страхование от несчастных случаев, оказание материальной помощи в случае несчастных случаев в семье, организация культурного отдыха за счет средств профсоюзной организации. Просим Вас на семейном совете обсудить и принять решение, в каком профсоюзе состоять вашему кормильцу».


В профсоюзе локомотивных бригад не считают свое объединение альтернативным, так же как не считают официальный профсоюз профсоюзом. «Мы не можем быть ему альтернативой, потому что его в принципе нет, - говорит Евгений Куликов. - Это социальный отдел предприятия, а не профсоюз. Больше нам нравится название профсоюз в прямом смысле этого слова, он представляет интересы работников, иногда показывает свои зубы, может принимать участие в переговорах и адекватно оценивать ситуацию. Он независим и от власти, и от работодателя, но зависим от членов профсоюза. Когда мы выдвинули последние требования, и появился представитель Роспрожела, не последний человек, скажем, руководитель одного из территориальных объединений профсоюза, в первую очередь он задал вопрос: а где компания возьмет средства на повышение заработной платы. Мы ставим вопрос иначе: а где работник возьмет силы для того, чтобы работать за такую заработную плату. Мы заботимся в первую очередь о работнике, а тот профсоюз заботится о благе компании».


Требование повысить зарплаты железнодорожникам и восстановить выплаты за выслугу лет, также сохраняются. Сегодня оклад машиниста составляет 18 тысяч рублей, все остальное - негарантированные бонусы - доплаты за переработки и премии. В сумме при самом удачном раскладе больше 25 тысяч не набегает. Машинист электропоезда Кирилл Пескин, говорит, что недовольство в коллективе зрело уже давно: «Человек должен сам решать, в каком профсоюзе ему состоять, без нажима администрации. Потому что, если только у нас узнавали, что человек вступает, его приглашают к начальнику депо. По какому праву начальник депо будет решать, за кого? Нас загнали в угол, у нас не осталось выхода. Я уже давно понял: у нас наверху сидят не очень компетентные люди. Если у нас работает 180 машинистов, и семерым только начинают платить в два раза больше, то [начальство] почему-то считает, что на них будут равняться. Хотя на самом деле это вызывает озлобление и непонимание, почему за одну и ту же работу мы получаем разные деньги. Как обращаться с людьми - они совершенно не понимают. Они как клоны: меняется руководитель а речи одни и те же. Сейчас начальник депо у нас даже не понимает, как мы могли забастовать».


Между тем, руководство ОАО РЖД ни на какие переговоры не идет. Более того, оно потребовали признать проведение забастовки незаконным. Действительно, при подготовке акции была нарушена процедура уведомления, но сделано это было сознательно. «Если уведомить руководство за десять дней, то за пять дней можно получить решение о признании забастовки незаконной. А начинать незаконную забастовку - это значит, подставлять работников под дисциплинарное наказание», - говорит генеральный инспектор труда объединения профсоюзов России СОЦПРОФ Сергей Храмов. Однако, по его словам, эту акцию не следует считать незаконной: международные нормы не запрещают проведение забастовок на железнодорожном транспорте. «Закон запрещает понуждать к отказу от участия в забастовке, - говорит Сергей Храмов. - Если начнутся увольнения, во-первых, мы будем защищать работников юридически, будем им компенсировать потери на время увольнения. Но главное, я думаю, что мы сумеем добиться того, чтобы их не увольняли. Опять же, исходя из того, что я действительно верю в эру борьбы с правовым нигилизмом.


По факту прошедшей 28 апреля забастовки составлено 11 протоколов об административном правонарушении, у всех участников акции работодатели потребовали объяснительные. Организаторы забастовки уверены, что любая акция, проводимая свободными или альтернативными профкомами, будет признана незаконной. Российский профсоюз локомотивных бригад железнодорожников 12 мая на собрании решит, что делать железнодорожникам дальше.