Яков Кротов: «Блаженны ничего не делающие»

Чтобы победить деспотизм, ничего делать не нужно. Сосредотачиваться на борьбе с деспотизмом не нужно. Нужно просто быть собой, быть нормальным человеком. Нужно просто быть собой, жить, а не напряжённо делать дела. Не нужно никакой положительной программы, достаточно негативной.


Люди, выросшие внутри деспотии, могут решить, что речь идёт об отказе помогать другим, об эгоизме и попытке выжить на спасательной шлюпке, спихивая за борт слабейших.


Деспотизм именно подменяет понятия. Зло он провозглашает делом, добро – безделицей. Помогать другим деспотия запрещает. Она разрешает лишь обращаться к ней, чтобы она помогла. Всё должно делаться через государство, через чиновника.


Вот здесь и нужна негативная этика. Не нужно просить чиновника. Не нужно писать прошение государству. Не пытаться вытащить деньги из государственной казны.


Самому помочь соседу. Самому дать деньги многодетной соседке. Не хватает денег – пустить шапку по кругу среди соседей и друзей. Самому, самим, самостоятельно.


Это может показаться очень обидным и затратным, ведь уже за всё заплачено. Налоги – это плата государству и за многодетную соседку, и за соседа, и за сироту. Не проще ли выбить из него эти деньги? Выбить или выпросить?


Может быть, проще, но не стоит. Начинать всё-таки снизу. Если кто-то сумеет добиться чего-то сверху, прекрасно, но настоящая жизнь – внизу. Даже, когда деспотизм падёт, и именно после того, как деспотизм падёт, добро будут делать снизу. Так не нужно ждать падения деспотизма, чтобы сейчас жить нормально.


Этот принцип – не рисовать вертикалей, пока можно рисовать горизонтали – в теологии называется «субсидиарностью». В современной России слово «субсидия» означает лишь то, что выдаётся сверху, но у нормальных людей, включая богословов, оно означает помощь сбоку, от соседа.


Без горизонталей никакая вертикаль не поможет, а если будут горизонтали, то нужная вертикаль вырастет сама. Самая красивая ограда стоит не на вертикальных прутьях, а на горизонтальном основании. Любая политическая борьба с деспотизмом будет успешна только, если в её основе будет не борьба с деспотизмом, а солидарность друг с другом.


Политика здесь – лишь малая часть более важной проблемы. Зло хочет, чтобы человек считал делом что угодно – хотя бы и борьбу со злом – но только бы не считал делом добро. Зло согласно: пусть человек делает добро, но пусть именно «делает», совершает добро как некий особый подвиг, требующий особых усилий. А добро – не «дело», а жизнь.


Помогать ближнему кажется подвигом только в системе, которая годами приучала глядеть на соседа как на врага, чужака, потенциального доносчика, а то и палача. В такой системе даже поздороваться с соседом по лестничной клетке кажется гражданским подвигом, тогда как здороваться – это здорово, это просто удовольствие, составляющее жизнь.


Не нужно бороться с грехом ни в общественной, ни в личной жизни. Тогда это будет общественная и личная борьба, а не жизнь. «Моя борьба», как выразился покойный Адольф Г. Нужно жить и наслаждаться тем, для наслаждения чем и создан человек: соединением усилий с другими, общением, доверием к другому, который не выше и не ниже тебя, а рядом с тобой.