В Италии приведено к присяге новое правительство, которое возглавил Сильвио Берлускони

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Андрей Шароградский.



Кирилл Кобрин: Рубрика "Мировая политика". В Италии сегодня приведено к присяге новое правительство страны, которое уже в третий раз возглавил Сильвио Берлускони. Первое заседание кабинета "новый старый" премьер намерен провести в Неаполе, где власти уже несколько лет безуспешно пытаются разрешить так называемый "мусорный кризис". О том, кто в этот раз получил ключевые посты в итальянском правительстве и каких изменений во внешней и внутренней политике от него следует ожидать, мой коллега Андрей Шароградский побеседовал с итальянским журналистом и историком Джованни Бенси.



Андрей Шароградский: Итак, новое правительство Италии, 62-е по счету со времен окончания Второй мировой войны, вновь возглавил Сильвио Берлускони. Он объявил состав нового кабинета министров. Кого из министров вы бы выделили в этом составе кабинета?



Джованни Бенси: Во-первых, министр иностранных дел. Это Франко Фраттини, это бывший комиссар Европейского Союза по вопросам юстиции, свободы, безопасности. Это способный, компетентный человек, который уже в прошлом был какое-то время министром иностранных дел. Внешняя политика при Берлускони будет иметь, вероятно, особый характер, потому что Берлускони, с одной стороны, ставит во главу угла своей внешней политики дружбу и союз с Соединенными Штатами. У него были привилегированные отношения с президентом Соединенных Штатов Джорджем Бушем. Но в то же время Берлускони очень хороший друг бывшего теперь уже президента России Владимира Путина, и Владимир Путин был первым политическим деятелем, который навестил Берлускони в его резиденции в Сардинии сразу же после избрания Берлускони. Поэтому при всем том, что Берлускони поддерживает политику Запада и Соединенных Штатов, в частности, он относится критически к попыткам привлечь Украину и Грузию в состав НАТО. Он считает, что возражения России имеют какое-то основание. Поэтому Берлускони, который поддерживает хорошие отношения как с Соединенными Штатами, так и с Россией, может играть в будущем положительную роль в посредничестве между этими двумя полюсами международной политики. И Фраттини, конечно, будет играть большую роль в этом деле.


Потом, конечно, надо назвать Джулио Тремонти, министра экономики. Он был раньше сторонником неограниченной рыночной экономики - рынок управляет всем и рынок всегда прав. А теперь он переменил эту свою позицию и считает, что при всех преимуществах рынка и рыночной экономики нужно более конкретное вмешательство государства в рыночные отношения, чтобы исправить недостатки рынка, особенно в том, что касается судьбы малоимущих слоев населения.


Слабость правительства Берлускони заключается в том, что в нем находится партия, которая называется "Лига Севера" во главе которой стоит Умберто Босси, который получил теперь портфель проведения федералистских реформ в Италии. Но "Лига Севера" - это довольно странная партия, потому что ее дальняя цель - это разделение страны, разделение Италии на два государства с независимостью севера, с отделением богатого севера от бедного юга. Но поскольку эта цель, конечно, дальняя и недостижимая, "Лига Севера" выступает за федерализацию Италии, за превращение Италии в федеративное государство. Но что касается "Лиги Севера", есть другой министр, которого зовут Роберто Марони, он стал министром внутренних дел. "Лига Севера" выступает против иммиграции или за существенное ограничение иммиграции и относится довольно враждебно к иммигрантам, которых в Италии теперь более двух миллионов человек. Поэтому присутствие "Лиги Севера" может привести к обострению социальных и межэтнических конфликтов в Италии.



Андрей Шароградский: Как, по-вашему, насколько долго сможет продержаться вот это новое правительство Сильвио Берлускони? Ведь, как вы уже только что отметили, внутри этого правительства есть некое внутреннее противоречие, касающееся, в частности, целей "Северной лиги"?



Джованни Бенси: Да, сейчас в результате апрельских выборов в парламенте значительно меньше партий, не более 4-5 партий. Раньше Берлускони, который уже был два раза премьер-министром Италии, в последний раз, когда он занимал это место, несмотря на то, что были разногласия внутри правительства еще большие, чем сейчас, он сумел править весь период правительственного срока, что в Италии происходило очень редко, почти никогда. В прошлом мы имели по одному правительству каждый год. Я думаю, что многое будет зависеть от способностей самого Берлускони держать этот кабинет вместе, сплотить этот кабинет, и эта способность у Берлускони несомненно есть. Но в то же время тоже несомненно, что разногласия с "Лигой Севера", особенно по вопросам государственного устройства, могут привести к трудностям. Но я считаю, что больше вероятность того, что правительство Берлускони продержится весь период парламентского срока.



Андрей Шароградский: Многие наблюдатели отмечают, что одна из первых и главных проблем, которые предстоит решать кабинету Берлускони, это затяжной "мусорный кризис" на юге страны. Можно вас попросить чуть подробнее рассказать, что это за кризис?



Джованни Бенси: Этот кризис сложный и вызван тем, что администраторы региона, где находится Неаполь, это люди, которые проявили себя, как неспособные. И в то же время есть сложная система, при которой в Неаполе большую роль играет организованная преступность, так называемая "каморра", которая нелегально, незаконно, конечно, но очень сильно управляет и системой сбора и уничтожения мусора. Все эти факторы - неспособность политиков, с одной стороны, махинации каморры, с другой стороны - привели к тому, что в течение нескольких лет просто мусор не расчищался. А теперь Берлускони обещал, что первое заседание правительства будет проходить в Неаполе и будет прилагать все усилия к тому, чтобы решить эту проблему мусора. Увидим, сможет ли он это сделать и есть ли у него способности к этому.