Танк как средство агитации. Тайный смысл парада Победы

Ракета «Тополь М» может именоваться современной с большой натяжкой

По мнению российского военного аналитика Александра Гольца, Вооруженные силы страны уже многие годы выполняют не оборонительные, а пропагандистские функции. Прошедший сегодня военный парад на Красной площади, на его взгляд, лишний раз подтвердил эту тенденцию:


- Та военная техника, которую в России называют современной, например, самолет Су-34, ракеты «Искандер» или «Тополь М», - это все создано в середине или в конце 80-х годов. По понятным обстоятельствам эта военная техника в 90-е годы практически не производилась. И вот руководство страны, Вооруженных сил, увидело возможность производить эту военную технику, разработанную 15-20 лет назад, сегодня. Именно поэтому ее сегодня называют современной, ведь такой техники в российской армии не было. Но является ли она современной в действительности? Безусловно, нет.


Второй вопрос заключается в том, может ли Россия производить даже эту военную технику? За пару недель до парада Сергей Иванов, первый вице-премьер, выступил с довольно сенсационными заявлениями. Он сказал, что российская промышленность всячески уклоняется от того, чтобы производить военную технику, заключено только 65% контрактов. Это вызвано тем, что промышленность просто не готова для производства военной техники и вооружений в тех масштабах, которые требует от нее руководство страны.


Проблема в том, что в 90-е годы исчезла система субподрядчиков – тех, кто обеспечивал заводы, на которых осуществлялась конечная сборка самолетов, ракет и танков, комплектующими. Когда заказ маленький (1-2 самолета, 10 танков), все комплектующие можно производить на заводе конечной сборки. Как только заказ вырос, выяснилось, что комплектующих взять неоткуда. И происходит парадоксальная вещь. Денег на вооружение тратится все больше, а взамен страна получает все меньше единиц военной техники.


- После многолетнего перерыва на Красную площадь вернулся военный парад. В чем вы видите смысл этого возвращения?


- По-моему, смысл совершенно понятен. Уже некоторое время главная функция российских Вооруженных сил – это не защита родины, а работа в качестве главного инструмента государственной пропаганды. Что лучше парада может подтвердить тезис о том, что Россия встала с колен и вернула себе уважение всего мира, вернулась в число самых крупных военных держав? Вот, собственно, единственный смысл этого мероприятия.


- На ваш взгляд, российская армия встает с колен?


- Во-первых, к подлинной модернизации Вооруженных сил российская армия даже не приступала. С точки зрения структуры и организации они остаются очень старомодными Вооруженными силами индустриальной эпохи, если хотите, массовой мобилизационной армией советского образца, которая, уменьшившись вчетверо, стала совершенно неэффективной с военной точки зрения. И для того, чтобы она стала эффективной, надо проводить подлинные военные реформы, от которых отказались.


Более того, на мой взгляд, сорвана даже та модернизация, которая была предусмотрена президентом Путиным. Я напомню, что эта модернизация состоит из двух основных элементов. Первое – это создание 80 частей из соединений постоянной готовности, укомплектованных добровольцами, солдатами-контрактниками. 1 января 2008 года эта программа объявлена успешно завершенной. На самом деле, на мой взгляд, она сорвана, потому что, начиная программу, предполагали создать соединения, укомплектованные 147 тысячами контрактников. По официальным данным, их сейчас насчитывается всего 100 тысяч, но я бы относился даже к этой цифре с большим скептицизмом. У меня впечатление, что этих контрактников тысяч 75 на самом деле. Второе положение в путинской модернизации Вооруженных сил – это перевооружение армии. Как я уже сказал раньше, эта программа (что уже признано практически официально) была сорвана.