«Enfant Terrible» в Ульяновске



Марина Тимашева: На театральном фестивале «Лицедей-2008», который прошел в Ульяновске, жюри признало лучшим спектаклем


работу театра-студии « Enfant Terrible » «Трижды три» по пьесе Жака Жуе. « Enfant Terrible » - это группа из четырех актеров и художник-постановщик Дмитрий Аксенов, лауреат «Золотой маски». В конце прошлого года они покинули ульяновский ТЮЗ из-за разногласий с художественным руководителем. Пьесу «на четверых» отыскали в Интернете, за полтора месяца поставили ее в домашних условиях, и спектакль пришелся зрителям по душе. Рассказывает Сергей Гогин.



Сергей Гогин: Жюри фестиваля «Лицедей» так и не научилось правильно выговаривать французское словосочетание enfant - terrible », но дискуссии о том, чей спектакль признать лучшим практически не было. Симпатии жюри совпали со зрительскими. «Ужасный ребенок» – так переводится название нового театра- студии – родился вместе со спектаклем, посмотреть который пришло вдвое больше людей, чем мог вместить зал Малой сцены Ульяновского драмтеатра. Зрители сидели на полу, в проходах, на подоконниках, а в конце устроили артистам неслыханную по продолжительности овацию. Студия « Enfant Terrible » появилась во многом благодаря печальному событию – расколу в театре юного зрителя «Небольшой театр». Молодые и амбициозные актеры жаждали творчества, но вынужденно простаивали. По их словам, главный режиссер театра Эдуард Терехов остыл к театру, труппой не занимался, в прошлом сезоне почти ничего не ставил. Говорит ведущий актер театра-студии « Enfant Terrible » Алексей Храбсков.



Алексей Храбсков: Изменилось поведение и отношение главного режиссера. Слов было много, а дел не было вообще никаких. Потом, когда ситуация прижалась к стенке, режиссер вынужден был взяться за работу, но он ее стал выполнять на позициях войны с нами.



Сергей Гогин: Сам Эдуард Терехов говорит, что молодые актеры оказались не способны принять жесткие профессиональные требования, которые к ним предъявлялись, театр залихорадило. Чтобы взять ситуацию под контроль, худрук занял еще и пост директора. После этого 14 человек написали заявление об уходе. Большую часть из них удалось вернуть уговорами, а те, кто не поддался уговорам, и образовали студию « Enfant Terrible ». Алексей Храбсков так говорит об этом, непривычном русскому уху, названии.



Алексей Храбсков: « Enfant Terrible » это идиома. Так называют взрослого человека, который ставит всех своей прямотой и непосредственностью в неудобное положение. Для Ульяновска французское название уже напряг. Думаю, что переаншлагом мы тоже поставили в неудобное положение массу людей.



Сергей Гогин: Постановка спектакля «Трижды три» по пьесе Жака Жуе «Трижды три желания или умение загадывать», обошлась всего в 9 тысяч рублей. Художественное оформление – более чем лаконично. Кроме костюмов есть только металлическая ванная с водой, изображающая водоем, и широкая доска – аналог моста. Про Жака Жуе известно совсем мало: что ему 60 лет и что его знают как прозаика, а не драматурга. Но идея пьесы глубока и изящна. Некто (как выясняется по ходу действия - Бог, Творец мира), приходит на землю, чтобы проинспектировать свое творение. Супружеской чете он предстает в виде прокаженного, ослику в виде удода, девушке Жанне - в виде жабы. Каждому создатель обещает исполнить три желания. Ведь именно желания наиболее полно характеризуют личность. Глухой мужчина сначала просит вернуть ему слух, а потом отказывается от него, чтобы не слушать бесконечные упреки жены. Осел, получивший дар речи, оказывается хитер, и третьим желанием просит право на три новых. Истощив фантазию, осел, в итоге, желает смерти, и получает ее. Девушка Жанна заказывает вечную депиляцию ног и аккуратный носик. Но зато ее последнее желание совершенно не тривиально – она хочет поменяться местами с богом. Художник Дмитрий Аксенов, выступивший и как режиссер этого спектакля, так формулирует свое понимание пьесы.



Дмитрий Аксенов: Хочешь усовершенствовать мир – будь человеком. В нашем случае, некто, будучи создателем этого мира, является все-таки и заложником тех условий, которые он придумывает для существования этого мира. Ему приходится существовать по этим законам, и он приходит к выводу, что он ничего переменить не может. Там еще есть такое, что вот у вас существует такой бог, который забыл, что бог есть любовь. Но он, в итоге, в финале спектакля, обнаружит, что любовь есть бог. Такой происходит перевертыш.



Сергей Гогин: Спектакль «Трижды три» - несомненный успех театра судии « Enfant Terrible », у которого даже нет своего помещения. Пока коллективу дают возможность играть на Малой сцене драмтеатра. Но что будет потом, с этим изначально некоммерческим проектом, Алексей Храбсков и Дмитрий Аксенов делятся своими соображениями.



Алексей Храбсков: Существует сейчас масса грантов, вложений в социально-культурные проекты. Естественно, мы будем сводить концы с концами. Но так, чтобы мы сказали, что вот мы сейчас будем зарабатывать деньги - это нас убьет сразу. Нужно идти тем путем, делать, что должен, а, я думаю, что все приложится.



Дмитрий Аксенов: Главное, это даже если куда-то идти за деньгами или разговаривать с каким-то людьми, все равно я убежден, что если и есть люди, склонные это делать, они склонны делать это под какое-то имя. Поэтому театр должен сначала заиметь это имя.



Сергей Гогин: В ближайших планах театра « Enfant Terrible » - спектакль по рассказам Андрея Платнова «Одухотворенные люди».