Сергей Романенко: Сербским демократам и радикалам в одном правительстве не ужиться

Сергей Романенко в студии Радио Свобода

На парламентских выборах в Сербии, по предварительным данным, победу одержала коалиция «За европейскую Сербию». Европейский Союз уже приветствовал результаты выборов, назвав их «победой» проевропейских сил. Старший научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований Российской академии наук Сергей Романенко считает, что неожиданный успех демократов не избавит партию Тадича от серьезных политических трудностей:


– Не только сербская политическая система, но и сербское общество по-прежнему расколото. Предстоят очень нелегкие и, вероятно, долгие переговоры о формировании правительства. Я бы исключил единственную комбинацию, которая невозможна - это вхождение демократов Тадича и сербской Радикальной партии в одно правительство.


– Как вы относитесь к заявлениям, что, поддержав демократов на этих досрочных парламентских выборах, Сербия выбрала Европу?


– В этом ничего нового нет. Сербия считала себя Европой еще с середины XIX века. Это, скорее, можно назвать возвращением в Европу. Позиция Тадича состоит в том, что именно в составе единой Европы Сербия может отстоять свои права на Косово.


– Вас не удивило, что выборы проходили также и уже в фактически признанном независимом крае Косово?


– Нет, не удивило. Потому что уже давно, с 90-х годов, наблюдается эта система создания двух политических систем по этническому признаку. Албанцы Косова голосуют за албанцев, с другой стороны, сербы голосуют только на сербских выборах. Поэтому ничего нового в этом нет. Другое дело, к каким последствиям это приведет. Потому что ни власть Косова, ни ООН не будут признавать эти выборы. Это чисто косовская проблема, которая может привести к росту напряженности и без того в очень неспокойном регионе.


Явка в 54% (чуть более половины жителей страны) для Сербии это высокий показатель?


Первоначально планировали, что, может быть, даже 65-67% граждан выйдет на выборы. Результаты выборов удивительны, потому что считается, что чем больше народу выходит голосовать, тем больше шансов как раз у реформистских сил. Тут, действительно, интересный вопрос - куда же делись голоса, которые обычно принадлежат Радикальной партии? Либо они ушли к Коштунице, либо к социалистам, или люди просто не пошли на избирательные участки.