Организаторов взрыва на Черкизовском рынке приговорили к пожизненному сроку

Суд установил, что, кроме взрыва на Черкизовском рынке, преступники организовали еще несколько терактов

Мосгорсуд вынес приговор обвиняемым по делу о взрыве на Черкизовском рынке летом 2006 года. 21 августа там сработало самодельное взрывное устройство, в результате чего погибли 14 человек и пострадали 47. Большинство подсудимых - студенты московских вузов.


Подсудимым было предъявлено обвинение по статьям «Терроризм», «Организация преступного сообщества», «Незаконное изготовление, хранение, приобретение оружия и взрывчатых веществ». Все восемь подсудимых входят в националистическую группировку "Спас". По данным следствия, в 2006 году они организовали восемь взрывов, в том числе и на Черкизовском рынке, а кроме того - взрыв у одного из общежитий и взрыв мусульманской молельни в Подмосковье. Наиболее серьезные наказания получили шесть человек. Четверых, среди которых лидер группы «Спас» Николай Королев, а также Илья Тихомиров, Олег Костырев и Сергей Климук, ждет пожизненное лишение свободы. Валерий Жуковцов осужден на 20 лет заключения, а Никита Сенюков - на 13 лет, он признан виновным в убийстве студента-армянина Вигена Абрамянца на станции метро «Пушкинская».


Адвокат Николая Королева Дмитрий Бахарев считает приговор суда несправедливым:


- Если говорить о предыдущих подобных делах, то сроки, назначенные моему подзащитному, да и остальным, являются несоизмеримыми. То есть, допустим, был захват больницы в Буденновске, где 148 человек погибло, и там боевики получили лишение свободы от 13 до 16 лет. Я считаю, что таким образом наша власть пытается бороться с проявлениями русского национализма. Это самый глупый способ, который они придумали: всех посадить.


- А что, на ваш взгляд, не нужно бороться с проявлениями национализма?
- Нужно бороться с преступностью, понимаете, а не с проявлениями чего-либо.


Журналист «Московского комсомольца» Олег Фочкин много писал об этом деле. Он считает приговор «вполне ожидаемым». «Практически они получили то, что просил прокурор, - говорит журналист. - Но тут палка о двух концах. С одной стороны, мы получили ожидаемый приговор, а с другой стороны, мы получили прецедент, когда правые националисты получили самый высший срок, который только могли получить. В итоге Николай Королев добился самого главного: для националистов он стал героем, тем, кому они теперь будут подражать. Только ради этого он все это и затеял, и, по нашим данным, он взял на себя несколько преступлений, не совершенных им самим. Николай Королев - человек, который достаточно долго вел военно-патриотический клуб "Спас" для молодежи. По его собственным словам, через него прошло около 2 тысяч человек. Он готовил несколько терактов, можно сказать так, и в отношении журналистов, в частности в отношении газеты "Московский комсомолец", по нашим данным, и следствие нам это подтвердило, только не успел это сделать. Сейчас он из себя создал нового мессию, он хочет предстать как человек, написавший новую библию для правых. Сейчас его книга активно обсуждается среди националистических группировок, и если она действительно в конце августа - начале сентября выйдет, конечно, это будет сенсация не только для националистов, но и для всей страны, а может быть, и для всего мира».


Эксперты считают приговор суда достаточно жестким. Тем не менее директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский полагает, что в целом тех мер, которые принимают российские власти для борьбы с преступлениями на почве национальной ненависти, явно недостаточно:


- Случай подрыва рынка был настолько очевидным, что здесь невозможно было ожидать какого-то смягчения приговора участникам. Тут, конечно, следует говорить скорее о том, что надо это дело расследовать дальше, потому что за ними стоят еще люди. Я имею в виду не то, что есть какие-то таинственные заказчики у преступления, а то, что такая группа никогда не бывает изолированной. Есть связанные с ней люди, есть эти военно-спортивные клубы, и там во всем это надо еще хорошенько покопаться. Но, в принципе, конечно, приговор не мог не быть жестким. Мы должны понимать, что совсем под ноль свести это невозможно. Но можно снизить уровень, а пока происходит совсем не это. По нашим наблюдениям, уровень преступлений повышается, причем как количественно, так и качественно. Довольно частые случаи уже использования взрывчатки. Это не то, что было года три назад. Прогресс, к сожалению, у этих преступников налицо. А количество приговоров, если раньше оно росло довольно быстро (с 2004 года по 2006-й каждый год количество приговоров по насильственным преступлениям на почве ненависти удваивалось), то в прошлом году эта тенденция сломалась. В 2006 году было 33 таких приговора, в 2007 - 24, и это очень печально, потому что преступлений все это время меньше не становилось, только больше. Вообще, видно, что это сильно зависит еще от региона. Вот, скажем, Москва стала гораздо лучше работать в этом отношении.


- Как, на ваш взгляд, нужно решать эту проблему в масштабах государства?
- Надо понимать, что речь идет о довольно сложно организованном противнике. Это не то что несколько банд, а это довольно сложная среда, которая постоянно пополняется, и будет пополняться. То есть мы, конечно, может как-то этому противодействовать, какими-то просветительскими мерами, но совсем исключить это невозможно. И надо принять это как некую приоритетную задачу в работе правоохранительных органов. Потому что в сущности это такой новый вид организованной преступности, довольно опасный во многих отношениях. Сейчас в основном отношение к этому такое, я бы сказал, несколько легкомысленное. Ну, конечно, когда рынок взрывают, это нет сомнений, что это серьезно, а если просто убивают, избивают кого-то на улице, это обычно ставится в ряд с любыми другими такими же насильственными преступлениями. Очень трудно дается мысль, что [преступление преступлению рознь].