Рублевка за копейки: ФАС постоит за ценой

Рыночная цена этой земли - около 300 тысяч рублей за сотку



Федеральная антимонопольная служба России возбудила дело против Мослесхоза, незаконно продавшего за бесценок около одной тысячи гектаров леса в районе Рублево-Успенского шоссе под Москвой. По данным одного из инициаторов расследования, замглавы Росприроднадзора Олега Митволя, земельные участки в элитном районе по заниженным ценам достались одной из компаний Романа Абрамовича, актрисе Юлии Рутберг и президенту Российского союза промышленников и предпринимателей Александру Шохину. Не исключено, что договоры с покупателями будут расторгнуты через суд.

Основная претензия антимонопольной службы к Мослесхозу то, что на аукцион по продаже лесных земель на Рублевке допускали не всех желающих, а только самых удачливых. Да и цены на землю, по данным ФАС, были сильно занижены. Как пишет газета «Коммерсант», при рыночной цене за сотку в 300 тысяч рублей покупателям, среди которых, по данным издания, одно из предприятий Романа Абрамовича «Эко-Вест», конный клуб «Отрадное», актриса Юлия Рутберг и президент Союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, рублево-успенская земля доставалась по 600 рублей за сотку.


До передачи дела в прокуратуру и проверки федеральным антимонопольным ведомством Росприроднадзор заявлял о нарушениях: «Ситуация получила такой громкий резонанс, вмешивался и премьер-министр, вмешивался министр природных ресурсов. Я знаю, что соответствующие поручения были даны другими ответственными руководителями. Ощущение некоторых чиновников, что можно все делать безнаказанно, непублично, я считаю, должно быть неправильным. Чиновники, которые так думают, в конечном счете, должны понести ответственность. По одному из предыдущих дел, которое было возбуждено по материалам Росприроднадзора, один из крупных руководителей системы Россельхоза был подан в федеральный розыск», - говорит замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олег Митволь. Речь идет об объявлении в федеральный розыск бывшего замруководителя Мослесхоза Елены Хмелевской - она была в больнице, а затем исчезла. Ее подозревают в незаконной передаче муниципальным властям 875 гектаров элитного подмосковного леса.


Основным аргументом Федеральной антимонопольной службы против аукциона стало ограничение времени приема заявок на участие в тендере всего четырьмя часами и отсутствие свободного доступа для их подачи. Вход в здание осуществлялся строго по пропускам.


В результате более трети участков - почти 400 гектаров достались ООО «Эко-Вест» Романа Абрамовича по начальной цене 605 рублей за сотку при рыночной стоимости 10-15 тысяч долларов. В списке выигравших такие торги, к примеру, актриса Юлия Рутберг (20 соток за почти 9 тысяч рублей) и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин - здесь 2 гектара за полторы сотни тысяч рублей.


«Пока чиновники не будут знать, что они будут нести ответственность за совершенные ими правонарушения, будут надеяться, что удастся отделаться увольнением, мы будем сталкиваться с подобными проблемами часто», - обещает Олег Митволь.


Договор аренды лесного участка расторгнуть уже нельзя, законные сроки для этой процедуры прошли, в дело может вмешаться только суд, а расследованием пока займутся следователи Генеральной прокуратуры.


В Федеральном агентстве лесного хозяйства, которому подчиняется Мослесхоз, Радио Свобода отказались давать комментарии по этому делу. Вот что говорит о причинах расследования в отношении Мослесхоза начальник управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Федеральной антимонопольной службы Владимир Ефимов:


- Дело в том, что ранее к нам обращались заявители с жалобами на действия Мослесхоза при проведении данных аукционов. Также поступали обращения из прокуратуры Российской Федерации по фактам данных нарушений. В рамках проведенной проверки, в рамках анализа документов, представленных заявлениями, мы выявили признаки нарушения антимонопольного законодательства и, соответственно, возбудили дело в пятницу в отношении Мослесхоза.


Какие основные доводы? Какие основные признаки нарушений мы видим? Дело в том, что действительно Мослесхозом, как и указывалось в заявлении, был установлен ограниченный период времени для подачи заявок, это всего четыре часа. При этом соответственно, отсутствовала возможность подать заявки по почте, то есть было необходимо приехать лично и подать свою заявку. Соответственно, при всем при этом те лица, которые приехали и заранее для себя не заказали пропуск в здание, не имели возможность подать в этот день заявку, что, соответственно, и подтверждают те документы, которые мы проанализировали.


- В аукционе многим было отказано?


- Помимо тех нескольких компаний, трех-пяти, которые к нам обратились с жалобой, в рамках нашей проверки мы еще несколько участников, которые не были допущены, нашли, их порядка десяти.


- Вы можете рассказать, а что будет дальше с этими участками, которые были приобретены? Ведь люди заплатили за них какие-то деньги, заключили договоры. Что будет дальше?


- Г оворить сейчас, прогнозировать, что будет дальше, я бы не хотел, потому что у нас есть определенные процедуры антимонопольного расследования. Мы возбуждаем дело по признакам нарушений антимонопольного законодательства, далее комиссия (она назначена на 27 мая) рассмотрит данное дело и в случае подтверждения признаков нарушения антимонопольного законодательства ФАС России будет иметь возможность обращения в суд с иском признания результатов указанных аукционов недействительными, а соответственно, и договоров, заключенных по результатам этих аукционов. То есть, возможна реституция по Гражданскому кодексу.


- А кто-то из чиновников Мослесхоза теоретически может понести ответственность за то, что были проведены такие аукционы?


- В рамках антимонопольного законодательства - нет. Дальше, соответственно, вопросы правоохранительных органов, это не входит в нашу компетенцию.


Глава фонда «Индем» Георгий Сатаров считает, что земельные махинации на Рублевке - не совсем обычный вид коррупции: его трудно классифицировать, потому что с первого взгляда и не понять, кто страдает от продажи рублевской земли за бесценок.


- Это очень специфическая форма коррупции, мы ею специально не занимались. Вы говорите о коррупции, связанной с очень специфическим видом клиентуры, до которой не шибко доберешься с помощью обычных социологических исследований. В принципе мы такой рынок оформления земельных участков рассматриваем. Но это, видите ли, так называемая внутрибюрократическая коррупция, когда чиновники одного уровня пользуются услугами чиновников другого уровня для получения того ресурса, которого у них нет, земля, в ответ на некие льготы, вознаграждения и так далее, и так далее.


- Ущерб какой-то для российской экономики подобные незаконные сделки приносит или они как бы сами по себе существуют, никому от этого ни холодно, ни жарко? Вот она есть дорогая земля, ее продали за бесценок, но, в общем, никто от этого не пострадал.


- Ущерб для местных бюджетов, прямой ущерб. Потому что, почему это за бесценок? На самом деле реальная цена, как вы догадываетесь, выше во много-много раз. Речь идет о цене, которая должна идти в местные бюджеты. Она, естественно, занижается. Это прямой удар по местным бюджетам, - говорит Георгий Сатаров.


Эксперты считают, что логичное продолжение истории с продажей подмосковной земли за копейки - это отмена результатов аукциона и проведение новых торгов. Судя по всему, их будет организовывать уже новое начальство Мослесхоза: глава организации Сергей Сопин уволен, а его заместитель Елена Хмелевская объявлена в федеральный розыск.