Барак Обама считает очевидной свою победу над Хиллари Клинтон

Барак Обама говорит о противостоянии с Хиллари Клинтон в прошедшем времени. И уже дискутирует с Джоном Маккейном как его соперником на выборах

Накануне первичных выборов в Кентукки и Орегоне Барак Обама списал Хиллари Клинтон со счетов, как соперника в борьбе за право представлять Демократическую партию на выборах президента. И он дал понять об этом столь явно, что Клинтон сочла необходимым в понедельник предостеречь его от преждевременного торжества.


Накануне очередного раунда первичных выборов она предупредила Обаму, что их конкуренция далека от завершения, и призвала избирателей в штате Кентукки проявить рекордную активность в день выборов. Барак Обама в это время вел агитацию в Орегоне, где тоже пройдут праймериз. В воскресенье Обама побил собственный рекорд, собрав в Портланде на митинге 75-тысячную аудиторию.


О своей сопернице Хиллари Клинтон Барак Обама говорил в прошедшем времени, заметив, что она «была потрясающим кандидатом - умным, настойчивым, целеустремленным и предельно работоспособным». Теперь Обама намного больше внимания уделяет критике республиканца Джона Маккейна. Демократ считает, что Маккейн, победив на президентских выборах, будет продолжать политику Джорджа Буша: «Не думаю, что мы достигли большого прогресса за последние семь с половиной лет. Поэтому мы не можем позволить себе еще четыре года господства идей Джорджа Буша в Белом доме». Действующий президент уже выразил официальную поддержку Маккейну.


Обама действует так, словно он вышел на предвыборную финишную прямую, где у него один соперник - Джон Маккейн. Одной из тем предвыборных дебатов республиканского и демократического кандидатов станет их внешнеполитическая повестка дня. На прошлой неделе президент Буш сравнил идею Обамы о необходимости переговоров американского президента с лидерами таких государств как Иран - с попытками умиротворить Гитлера перед Второй мировой войной. Зная, что эту позицию президента разделяет и Маккейн, Обама обрушился с критикой на обоих: «Если Джордж Буш и Джон Маккейн имеют проблемы с приверженностью дипломатии, то тогда пусть они объяснят, почему Джон Кеннеди мог иметь дело с Хрущевым, Рональд Рейган с Горбачевым, а Ричард Никсон с Мао Цзэдуном. Это именно тот вид дипломатии, который нам нужен для поддержания нашей безопасности».


Критикуя своего вероятного республиканского соперника по предстоящим выборам, Обама обращает внимание на то, что Маккейна в последнее время преследуют проблемы с причастностью его ближайших советников к лоббированию интересов иностранных правительств или других крупных групп. В минувшие выходные ушел в отставку Том Леффлер, заместитель председателя финансового комитета предвыборного штаба Джона Маккейна. Бывший конгрессмен из Техаса был поставлен перед выбором - прекратить лоббировать интересы посольства Саудовской Аравии и европейского аэрокосмического концерна EADS либо покинуть предвыборный штаб Маккейна. Леффлер предпочел второе. Он стал пятым по счету лоббистом, вынужденным покинуть команду Маккейна из-за конфликта интересов.


В глазах кандидата республиканцев Джона Маккейна, Барак Обама уже стал его соперником в битве за президентство. В понедельник сенатор Маккейн обвинил Обаму в стратегической наивности, приведя в пример его заявления о том, что угроза, исходящая от Ирана, несравнима с угрозой, которую некогда представлял Советский Союз.


Обама заявил, что Иран, Куба и Венесуэла не представляют большой угрозы для Америки, и что СССР был гораздо опаснее, однако Белый Дом вёл с Кремлём переговоры. На это Маккейн ответил, что опасность со стороны Ирана, поддерживающего терроризм в Ираке и на всём Ближнем Востоке, никак нельзя назвать «карликовой».


Дебаты между двумя лидирующими кандидатами на пост президента США явились следствием более ранних заявлений Обамы, что он, став президентом, вступит в прямые переговоры с противниками Америки. Вице-президент вашингтонского Совета по американской внешней политике Илан Берман считает, что в этой ситуации важнее всего определиться – какого рода противником стал Иран для США:


- По мнению сенатора Маккейна, природа иранской угрозы гораздо значительнее, чем представляет себе сенатор Обама. Суть в том, как рассматривать исходящую от Ирана опасность - как обычную военную, или как идеологическую. Обама повторяет, что Иран находится далеко от американских границ, у него нет такого количества ракет, какое было у Советского Союза, и Иран представляет несравнимо меньшую угрозу безопасности США. Поэтому от диалога с Тегераном хуже не будет. По мнению Маккейна, Иран - это революционное движение, которое насаждает радикальные идеи далеко за пределами своих границ. Поэтому в отношении Ирана обычные методы дипломатии не действуют.


- Но и Советский Союз тоже был идеологическим противником Запада.


- Был, но качественно иным, потому что у него не было религиозной мотивации.


- Если президентом США станет Обама, США начнут либеральную внешнюю политику?


- Я думаю, политика станет «голубиной». Судя по заявлениям Обамы, он верит в дипломатию прямых переговоров. В чём-то он прав. Действительно, переговорами можно многого добиться. Но проблема в том, что только одними переговорами, без использования других методов, таких как экономические санкции, и даже какое-то применение силы, вряд ли удастся добиться значительных результатов. Радикальные лидеры Ирана или ХАМАС могут принять переговоры с американцами, как возможность выиграть время, затягивая переговоры, добиться значительных уступок от Вашингтона, чтобы занять более прочные стратегические позиции.