Знаменитый парк Тиволи́ (Tivoli Park), расположенный в самом центре Копенгагена — один из старейших увеселительных парков мира, называемый также «старым садом». Он был открыт еще в 1843 году. Как для туристов, так и для жителей города, Тиволи — излюбленное место прогулок и встреч, с богатым выбором ресторанов, кафе, игровых заведений и сценических площадок, предназначенных для детей и взрослых. На парковых аллеях в свое время щеголял в гвардейской медвежьей папахе Луи Армстронг, в тирах Тиволи бил влет по тарелочкам Уолт Дисней, а премьер Индии Джавахарлал Неру разъезжал здесь на электромобиле в компании своего датского коллеги.
О легендах парка Тиволи я беседую с одной из многолетних работниц парка, датской писательницей и драматургом Элен Даль.
— Основатель Тиволи, журналист и антрепренер Георг Карстенсен был не первым, кто обратился к королю Кристиану VIII за разрешением на постройку парка развлечений в датской столице. Однако два его предшественника ранее получили отказ. Как же Карстенсену удалось заинтересовать монарха таким несерьезным в принципе делом?
— В те времена королевское одобрение было необходимо, если человек хотел получить привилегию — разрешение на ведение бизнеса, не облагаемого податями оговоренное количество лет. Но дело в том, что сам Карстенсен был человеком довольно необычным. Сын датского дипломата, родившийся и проведший детство в Алжире, он объездил весь мир и был жаден до новых идей, подхватывая и вовлекая в свои проекты многих. Человеком он был небедным, имел влиятельных и богатых друзей, при этом одной из сильных сторон его личности было умение правильно выбрать момент и преподнести идею — то, что мы назвали бы сейчас грамотным маркетингом. История гласит, что на аудиенции у короля Карстенсен заметил — «Ваше величество! Когда народ развлекается, он забывает о политике». И тут он, можно сказать, попал в точку — это был 1841 год, оставалось еще целых восемь лет до принятия первой в истории Дании конституции, однако в обществе уже было сильное брожение умов в связи с этим. Тем не менее, идея создания в датской столице парка развлечений, была, как ни странно, толчком к развитию демократии. Вход в Тиволи был платным — и в столь четко разделенном классовом обществе, какой была Дания середины XIX века, этот фактор сыграл очень важную роль. С уплатой за билет классовое неравенство фактически стиралось — посетитель парка получал абсолютно равные с другими права: он мог наслаждаться прогулкой по аллеям, театром пантомимы, музыкой и танцами — при этом абсолютно неважно, был он богачом или бедняком. Такое смешение социальных слоев для того времени было невероятным — первыми это приметили иностранные репортеры, один из которых писал в своей газете: «Копенгагенский Тиволи — это совершенно уникальное место, где министр с готовностью даст прикурить сигару подмастерью из мясной лавки». Такой вот получался перевернутый мир, классовое Зазеркалье.
— А как воспринял открытие парка Ханс-Кристиан Андерсен? Ведь знаменитый сказочник жил в ту эпоху…
— Андерсен и Карстенсен были знакомы друг с другом — Копенгаген ведь тогда был совсем небольшим городком, где жители раскланивались друг с другом при встрече. Писатель был очарован элегантностью и утонченной красотой нового парка — впервые он посетил Тиволи 11 октября 1843 года, и один из аттракционов — «Китайский базар», подал ему идею сказки о Соловье и императоре. Андерсен был частым гостем в Тиволи — его по-настоящему притягивала здешняя атмосфера…
— Кстати, почему парк называется Тиволи? Ведь это имя древнего города в итальянской провинции Лацио...
— Традицией того времени было давать увеселительным заведениям имена с нездешним звучанием — что-то вроде «Венцианских ночей» или «Турецкого сада». Фактически, Георг Карстенсен позаимствовал не только идею, но и само название у парижского увеселительного парка Jardin de Tivoli — такое созвучие было для датского уха весьма экзотическим. Впрочем, постройки и ландшафтные композиции парка тоже создавались в манере, подразумевавшей китайскую или восточную стилистику — все это для того, чтобы переносить гостей Тиволи в волшебный, нездешний мир.
— Однако, несмотря на уклон в экзотику, приметы датской монархии здесь повсюду. Взять хотя бы знаменитую детскую гвардию Тиволи — красно-белых солдатиков в высоких медвежьих шапках. Эта идея носит пародийное начало?
— Конечно же, нет. Одной из идей Карстенсена было создание почетной охраны в парке — для этого из датского флота отбирали юношей, одевали их в особую униформу и ставили на караул. Я не уверена, подсмотрел ли создатель Тиволи где-то этот обычай, или это был его собственный экспромт — но именно с легкой руки Карстенсена прижилась традиция юных гвардейцев, каждый вечер обходящих сад под музыку духового оркестра. То, что их униформа схожа с униформой настоящих королевских гвардейцев, конечно же не случайно. Карстенсену нравилось забавлять себя мыслью, что Тиволи — это миниатюрная вселенная, не имеющая ничего общего с окружающими буднями, и в этом плане некая форма копирования монархии есть — но это ни в коем случае не пародия. К тому же Тиволи всегда связывали тесные отношения с членами королевской семьи — ведь датские монархи посещали наш парк как с частными так и официальными визитами по случаю различных празднеств.
— В истории Тиволи есть и трагическая страница — во время оккупации Дании нацистской Германией 25 июня 1944 года парк был взорван диверсионной группой Шальбурга. Почему в качестве объекта нападения было выбрано именно увеселительное заведение?
— Оккупационные власти, взбешенные успешными операциями датского Сопротивления, решили провести устрашающую акцию возмездия. Поначалу гитлеровцы планировали взорвать Копенгагенский королевский театр или Королевскую библиотеку, но в конце концов выбор пал на Тиволи. Причиной такого решения стало тогдашнее руководство парка — один из директоров, Кьельд Абель, был коммунистом, а другой, Виктор Лемков, имел еврейское происхождение. Кроме того, Тиволи удавалось держать двери открытыми даже в годы оккупации: здесь танцевали, играла джазовая музыка — люди приходили сюда забыться и отдохнуть от тревог военных будней. Поэтому немцы не прогадали, решив нанести удар по самому чувствительному…
— Что же было потом, после войны?
— Взрыв разрушил половину Тиволи — вся южная часть парка была практически сравнена с землей. Однако вскоре после освобождения Дании в 1945 году знаменитый датский дизайнер Поль Хеннигсен и архитектор Ян Брандт разработали план восстановления — так появился Тиволи, который мы знаем сегодня. Успешное послевоенное развитие экономики привело к тому, что у датчан появилось на руках больше денег, а следовательно и больше необходимости в развлечениях. С середины 70-х годов Тиволи стал развиваться в новом направлении — большое значение придавалось серьезным видам искусства: концертной музыке и балету. А уже в 90-х годах в парке появляются аттракционы более современного стиля. Мир меняется и мы меняемся вместе с ним, так что наша задача — сохранять свою историю и традиции, в то же время всегда предлагая что-то новое. Этот баланс мы в Тиволи стараемся соблюдать.
— Такие популярные места как Тиволи всегда обрастают легендами и историями. Можете вспомнить какую-нибудь из них?
— Существует масса историй — какую-то одну вспомнить трудно. Тем более, что народная молва порой создает мифы куда оригинальней того, что было в реальности. Так например, в парке растет знаменитое дерево, называемое «Столп Наполеона». Легенда гласит, что его посадил сам Карстенсен, побывавший в гробнице французского императора, откуда и позаимствовал саженец этого дерева. История эта не утратила своей актуальности даже после того, как один из бывших директоров Тиволи, Бернхардт Ольсен, в книге мемуаров признался, что дерево это самое обычное, и посадил он его собственноручно. Ну, что ж поделать — люди любят красивые выдумки…