Сегодня в Америке. Кандидаты в президенты подыскивают вице-президентов. Смогут ли американцы позволить себе в будущем авиаперелеты? Очередная инкарнация Индианы Джонса.


Юрий Жигалкин : Кандидаты в президенты подыскивают вице-президентов. Смогут ли американцы позволить себе в будущем авиаперелеты? Очередная инкарнация Индианы Джонса. Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке».


Пока не утвержденные в роли кандидатов партии в президенты главные претенденты на президентство готовы принять одно из важнейших решений предвыборного этапа. Они начали рассматривать кандидатуры потенциальных партнеров по выборам - кандидатов в вице-президенты. С подробностями - Аллан Давыдов



Аллан Давыдов : По сведениям газеты New York Times, сенатор Маккейн в эти выходные у себя на ранчо в Аризоне должен встретиться как минимум с тремя потенциальными претендентами на пост вице-президента. Называются имена губернатора Флориды Чарли Криста, молодого губернатора Луизианы индийского происхождения Бобби Джиндалла и выбывшего ранее из борьбы за республиканскую номинацию бывшего губернатора Массачусетса Митта Ромни. Представители Маккейна отрицают сугубо деловой характер встречи.


Тем временем один из ветеранов-активистов Демократической партии сообщил телекомпании CNN, что бывший глава национального ипотечного банка Fannie Mae Джим Джонсон принял предложение Барака Обамы начать подыскивать ему кандидата в вице-президенты.


Сам Обама пока отказывается комментировать свои возможные действия по выбору кандидата в вице-президенты, говоря, что еще даже не выработал критерии отбора. Он считает все разговоры об этом преждевременными, пока не станет окончательно ясно, что партия номинирует его кандидатом в президенты. Между тем из окружения его соперницы Хиллари Клинтон поступают слухи, что Хиллари на грани отчаяния, поскольку ее шансы на получение номинации кандидата в президенты убывают с каждым днем.


Насколько важен выбор кандидата в вице-президенты вероятными соперниками в борьбе за Белый дом? Об этом я спросил аналитика Института общественного интереса в штате Айова Джона Хендриксона.



Джон Хендриксон : Президент - это глава исполнительной власти в соответствии со Второй статьей Конституции. Но следующим по порядку является вице-президент. В случае наступления недееспособности президента его обязанности до очередных выборов должен выполнять вице-президент. С каждой последующей администрацией роль вице-президента становится все более важной как в Белом доме, так и в других эшелонах власти. Например, всем известно о значительной роли вице-президента Ричарда Чейни в деятельности нынешней администрации, в частности, в разработке стратегии.



Аллан Давыдов : Какими критериями могут руководствоваться нынешние вероятные кандидаты в президенты при подборе второго лица в своей администрации?



Джон Хендриксон : Очевидно, они будут искать человека, который мог бы придать наилучший баланс формируемой президентской команде в глазах избирателей, то есть сделать эту команду наиболее избираемой. Маккейну, нужен тот, кто привлекал бы консервативных избирателей, так называемый евангелический электорат, с которым Маккейн может выиграть в штатах, где нет явного преимущества в пользу республиканцев или демократов. Для Обамы эта задача выглядит еще сложнее. Ему может понадобиться тот, кто действительно объединит его избирателей и сторонников Хиллари Клинтон. Наконец, поскольку вице-президент председательствует в сенате, то его кандидатура важна для взаимоотношений администрации с законодателями. Если при голосовании мнения сенаторов разделятся ровно пополам, то голос вице-президента может оказаться решающим.



Аллан Давыдов : Среди некоторых лидеров Демократической партии сведения о начале поиска Обамой кандидатуры своего заместителя на президентском посту вызвали удивление. Так, спикер палаты представителей Нэнси Пелоси считает, что и Барак Обама, и Хиллари Клинтон пока имеют равные шансы на номинацию.



Юрий Жигалкин : Могут ли американцы рассчитывать в будущем на доступность авиаперелетов? Совсем недавно полет зачастую был дешевле поездки в поезде. Сегодня авиакомпании одна за другой объявляют об отмене маршрутов, сокращении числа рейсов и повышении стоимости самых разных услуг, мотивируя все это взлетевшими ценами горючего. Последняя акция - решение крупнейшей авиакомпании «Америкэн Эйрлайнз» брать пятнадцать долларов за перевозку даже одного чемодана стало первополосной новостью для ведущих газет и поводом для многочисленных тревожных комментариев. Что происходит? Вопрос профессору экономики сотруднику Гуверовского института Михаилу Бернштаму.



Михаил Бернштам : Это очень резкие изменения в 2008 году.


2007 год был рекордно хорошим для всех авиакомпаний, а в этом году, 2008, начались колоссальные потери - растущие затраты, прежде всего, резко повысившиеся цены на горючее.



Юрий Жигалкин : Профессор, возможно ли в принципе, что перелеты станут недоступны многим американцам, как это было до дерегуляции авиаиндустрии?



Михаил Бернштам : Дешевые перевозки были, есть и будут. Будут очень небольшие повышения цен на билеты, пропорциональные росту цен на горючее. Но при этом авиалинии стараются снижать другие затраты, и повышать цены на все остальные услуги. Теперь за питание берут, за пользование наушниками при просмотре кинофильмов берут, за напитки берут. Сейчас начали брать за багаж. Авиакомпании, в общем-то, не могут очень сильно повышать цены на билеты. С одной стороны, авиакомпании заинтересованы продавать дешевые билеты, потому что расходы на каждого отдельного дополнительного пассажира очень невелики. Поэтому им надо заполнить самолет.


Самолет - очень дорогое удовольствие для авиакомпаний: купить самолет, послать его в полет. Поэтому они стараются продать билеты подешевле, чтобы его полностью заполнить. Но специалисты, которые анализировали авиапромышленность, говорят, что при нынешнем темпе роста цен на горючее, необходимо для полной эффективности урезать 20 процентов внутренних маршрутов в Соединенных Штатах. Это огромное количество. Это значит, что действительно в этой ситуации какие-то малые авиакомпании выйдут из бизнеса.



Юрий Жигалкин : А может ли в этой ситуации что-то изменить поведение потребителя, многие американцы откровенно раздражены и качеством обслуживания, и попытками авиалиний поднять цены?



Михаил Бернштам : Сейчас как раз происходит такой экспериментальный период. Авиалинии смотрят - на что покупатель больше реагирует. Сейчас повышают цены на все услуги. Не хотят сильно повышать цены на авиабилеты.



Юрий Жигалкин : Говорил профессор экономики Михаил Бернштам.


Несколько решений американских судей были среди самых любопытных новостных событий дня. Апелляционный суд в Техасе отверг как необоснованные юридические поводы, использованные властями штата для лишения родительских прав членов фундаменталистской мормонской секты. Около четырехсот детей из семей членов секты были помещены во временные приюты после сообщений о том, что несовершеннолетних дочерей членов секты заставляют вступать в брак. Власти штата, квалифицируя эти действия как насилие, провели беспрецедентный рейд на поселок секты и вывезли с его территории всех детей. Апелляционный суд счел, что рейд был проведен без должных оснований и санкции суда, доказательства фактов насилия сомнительны, и подавляющая часть детей должна быть в десятидневный срок возвращена родителям.


Апелляционный суд в Сан-Франциско совершил шаг, который может открыть дверь к службе в американской армии гомосексуалистам. Он дал ход иску Маргарет Уитт, которая была уволена из армии в чине майора, после того, как выяснилось, что она в течение шести лет поддерживает интимную связь с женщиной. Согласно армейским правилам, каждый военнослужащий, чья нетрадиционная сексуальная ориентация становится известной, подлежит увольнению. Уитт требует от Пентагона восстановления в ее должности военной медсестры. Апелляционный суд заявил, что армия имеет право вторгаться в личную жизнь гомосексуалистов лишь для того, чтобы защитить важные государственные интересы, в данном случае, боеспособность войск и моральный настрой. Если бывшему начальству не удастся доказать, что ориентация Маргарет Уитт подрывала боеспособность и моральный дух армии, отставного майора Уитт обязаны восстановить на службе.


В четверг в Америке и по всему миру в массовый прокат вышел долгожданный фильм «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». На первом сеансе побывал мой коллега Александр Генис, которого я попросил поделиться впечатлениями.


Александр, одним словом: понравилось?



Александр Генис : Да!



Юрий Жигалкин : Ну тогда объясните, чем и почему?



Александр Генис : Прежде всего, трюком, помогающим справиться со старостью. 64-летний Гаррисон Форд не может больше притворяться профессором и бойскаутом. Чтобы почти двадцать лет спустя, вернуть Индиану на экран, фильм еще сильнее состарил своего героя, дав ему взрослого сына. Этот обалдуй на мотоцикле с коком Элвиса Пресли не столько помощник, сколько идеальный зритель, на глазах которого старый отец показывает прежние силы и ловкость, обходясь, кстати сказать, без дублера.


В этом, считаю я, соблазн картины для самых верных зрителей Спилберга, для тех, кто помнит все его премьеры. Поседев вместе ним, они хотят верить, что детство не кончается с пенсией - еще можно купить «Джип», сбежать в Мексику, начать новый роман, или, хотя бы, перечитать старый.



Юрий Жигалкин : Значит ли это, что «Королевство хрустального черепа» не предлагает зрителю особых открытий?



Александр Генис : Пожалуй, нет. Новаторство, однако, - опасное излишество для удачной формулы. Понимая лучше других законы им же созданного жанра, Спилберг вновь заполняет фильм безукоризненными погонями, положенными кошмарами и суетливыми чудесами. Фокус в том, что не совсем. Между фабулой и сюжетом находится отдушина для иронии, которая помогает и взрослым оправдать свое присутствие в зале.


В сущности, это - зашифрованный на полях боевика второй фильм. Он незаметно рассказывает другую, но тоже знакомую историю. Она разворачивается в 1957 году в центре непорочной Америки, сооруженной из диснеевского сахарина. Но тут же - Маккарти, спецслужбы, Холодная война и атомная бомба.


В прологе - лучшая сцена фильма - Индиана попадает на полигон. Это - уютный городок, населенный куклами. Они поливают газоны, читают газеты, смотрят телевизор и живут не хуже настоящих американцев, только - недолго. 10 секунд спустя все это пластмассовое благополучие разносит испытательный взрыв атомной бомбы. Пережив и его, Индиана молча смотрит на ядерный гриб, который приобретает отчетливые очертания человеческого мозга, оставшегося без узды, то есть, без черепа, даже хрустального.


Это, пожалуй, всерьез. Все остальное в фильме - понарошку.



Юрий Жигалкин : Включая русских, выполняющих в фильме роль злодеев? Критик из "Нью-Йорк Таймс" написала, что путинская Россия дала основания Голливуду вернуться к знакомому «образу врага».



Александр Генис : По-моему, этот образ - чересчур знакомый, чтобы казаться и впрямь угрожающим. Спилберг не вернулся к штампам, а высмеял их, намеренно добавив к обычным несуразностям новый урожай клюквы. Войска свирепого КГБ даже в джунглях танцуют у костра в присядку. На дверях военного грузовика выведено «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», на мешке с продуктами - «гречневая каша». По-русски говорят без акцента, но безграмотно. Одного солдата зовут Иванов, другого - Онегин. Он и правда оказался лишним человеком, как, впрочем, все остальные русские. Выполнив роль декоративных злодеев, они тактично исчезли из фильма, чтобы не мешать ему завершиться счастливым, особенно учитывая возраст молодых, концом - свадьбой.



Юрий Жигалкин : С Александром Генисом мы обсуждали долгожданный блокбастер «Индиана Джонс и королевство хрустального черепа». На этом мы завершим очередной выпуск рубрики «Сегодня в Америке».