Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Айя Куге.
Дмитрий Волчек: Скоро мы узнаем, кто спел лучшую песню на конкурсе «Евровидение» в Белграде. Велики шансы у Димы Билана, но не будем загадывать, а послушаем, как воспринимают белградцы нашествие поп-звезд. Репортаж Айи Куге.
Айя Куге: В Сербии гордятся, что конкурс Евровидения проходит без проблем, что иностранные участники, гости и журналисты довольны тем, как организован конкурс: ведь до приезда в Белград многие испытывали беспокойство и опасались за свою безопасность. Все делегации находятся под круглосуточной охраной, а самый высокий уровень охраны у певцов из Израиля и Албании, и у российского исполнителя Димы Билана (говорят, по его личным обстоятельствам). Часто на пресс-конференциях участникам конкурса журналисты задают вопрос, чувствуют ли они себя хорошо в Белграде – ответ всегда положительный, а недавние военные противники сербов – хорваты – заявили даже, что отношение местного населения к ним такое сердечное, что телохранители являются совершенно лишними. Сербы себя считают очень гостеприимным народом, они и теперь из всех сил стараются поддерживать такой имидж.
Местные журналисты к подготовке Евровидения в Белграде относились более критически, признавая, однако, что на этот раз им, неожиданно, не хватало тем для репортажей – всё проходило без скандалов и инцидентов, что не типично для Сербии. Были большие опасения о безопасности традиционных зрителей этого песенного конкурса, представителей сексуальных меньшинств (ведь Сербия известна своей гомофобией), но впечатление такое, что их или приехало мало, или они стараются не быть на виду.
Главные проблемы в Белграде перед Евровидением были связаны с тем, где разместить около пятнадцати тысяч гостей – в гостиницах мест не хватает, а цены на проживания там поднялись порой в три раза. Похоже, что единственную прямую прибыль от конкурса будут иметь гостиницы, рестораны и таксисты. Организация конкурса стоит дорого и не легко было такой бедной стране как Сербия вкладывать в Евровидение более десяти миллионов евро. Однако решение частично найдено, были использованы внутренние ресурсы. Город Белград бесплатно отдал для проведении конкурса одну из крупнейших и технически лучше оснащенных спортивных арен в Европе (здесь 15 тысяч зрительских мест) и большой Конгресс-центр (для журналистов). Для транспортировки делегаций правительство уступило свой автомобильный парк с водителями. Государственное телевидение получило из бюджета, в кредит, десять миллионов евро на покупку самой современной техники, в которой и так нуждалось.
Организаторы утверждают, что на положительный финансовый эффект рассчитывать нельзя, (что после Евровидения останутся в минусе), но при этом косвенная выгода для страны, в том числе и материальная, будет большой. Это реклама для Сербии, которая в мире редко упоминается в положительном контексте, а бесспорно, что популярная культура – лучшая дипломатия. После успешного проведения такого крупного конкурса, обычно престиж страны возрастает, а появляется и больше туристов.
По всем этим причинам, Евровидение для Сербии является важным событием. Однако в Белграде замечают также, что не смотря на подчеркнутую доброжелательность и даже сердечность к гостям, местные жители чувствуют себя не частью праздника, а, скорее, сторонними наблюдателями. Билеты на концерты для большинства не по карману, участники конкурса развлекаются между собою, на тусовках закрытого типа, а простые сербы о приехавших звёздах узнают лишь из средств массовой информации и говорят: «Мы бы хотели быть частью единой Европы, но не уверены, что эта Европа нас принимает».