В России впервые отмечается День предпринимателя

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Любовь Чижова, Ольга Вахоничева.



Андрей Шароградский: Сегодня в России впервые отмечается День предпринимательства. В Москве и других крупных городах проходят собрания и форумы, на которых бизнесмены делятся друг с другом своими проблемами и говорят о роли государства в развитии малого и среднего бизнеса. Многие предприниматели и эксперты отнеслись к появлению нового праздника скептически. Они считают, что власть не только не поддерживает российский бизнес, а относится к нему просто как к дойной корове. Без взяток предпринимателю трудно, а порой и невозможно вести свое дело, говорят многие бизнесмены.



Любовь Чижова: По оценкам специалистов, доля малого и среднего бизнеса в российской экономике сегодня не превышает 20 процентов, тогда как в западных странах достигает почти 80. О том, что мешает российскому бизнесу развиваться, в День предпринимательства рассуждает руководитель Центра социальной политики института экономики РАН Евгений Гонтмахер.



Евгений Гонтмахер: Конечно же, условий для развития малого бизнеса сейчас в стране у нас, к сожалению, нет. Еще не так давно, в конце прошлого года, Путин, будучи еще президентом Российской Федерации, сам определил ситуация. "Ужас", - сказал он, когда говорил об условиях для развития малого бизнеса. Это было буквально несколько месяцев назад. С той поры, к сожалению, ничего не изменилось. Потому что тут есть много системных причин. Не просто какое-то нежелание, невнимание, а ведь надо понимать, что развитие малого бизнеса напрямую связано с развитие вообще-то демократии, напрямую связано с развитием местного самоуправления. Потому что, что такое малый бизнес? Что такое человек, который начал свое дело? Это человек, который на свой страх и риск решил что-то организовать, причем он нанимает людей, потому что у нас малый бизнес это до ста человек, численность занятых, и он на свой страх и риск начинает что-то производить. Конечно же, он не может быть пассивен. Конечно же, когда он видит, что ему препятствуют, хотя есть законы у нас, не такие плохие законы на бумаге, которые касаются малого бизнеса, и упрощенная схема налогообложения, и разнообразные какие-то другие льготы... Но когда он на практике видит, его фактически облагают коррупционным налогом, когда он не может из-за бюрократических процедур даже зарегистрировать свое предприятие, когда он видит, что не может получить дешевого кредита, который он, конечно же, отдаст, когда ему местная власть поднимает каждый год в разы арендную плату за помещение, где он располагается, конечно же, этот человек, бизнесмен, начинает делать политические выводы и в отношении местной власти, и в отношении, наверное, федеральной власти. Вот это очень важный момент. Это означает совершенно другой политический и общественный пейзаж.



Любовь Чижова: Дмитрий Головин - предприниматель из Екатеринбурга. Он и еще 20 его товарищей-бизнесменов, устав от чиновничьего произвола, создали несколько лет назад организацию «Комитет 101» и теперь вместе пытаются бороться с коррупцией и административным беспределом. Об этом и о том, чего ждут предприниматели от государства, Дмитрий рассказал в интервью Радио Свобода.



Дмитрий Головин: У нас власть не выполняет те функции, которые на нее возложены.



Любовь Чижова: Какие-то конфликты с властью у вас были?



Дмитрий Головин: Постоянно. Один конфликт, последний. Я арендовал помещение у сына районного чиновника. Вот этот сын районного чиновника начал повышать арендную плату. Я решил, что посредник не нужен, и я под это дело подошел в Екатеринбургский комитет по управлению городским имуществом и говорю: давайте, заключите со мной прямой договор аренды, зачем вам посредник. Но поскольку он сын чиновника, с ним расторгнуть договор почему-то не захотели. Сейчас ситуация такая, что он уже больше года, например, не платит за это помещение, а мы с ним долго и успешно судимся.



Любовь Чижова: А вам взятки приходилось давать чиновникам?



Дмитрий Головин: Я когда начал заниматься предпринимательством, то я довольно громко заявил о том, что я взяток не даю. Был создан "Комитет 101", который занялся общественной работой в том числе, и как-то так в городе сложилось Екатеринбурге, что чиновники знают, что люди в "Комитете 101" такие, не очень простые, и любой конфликт приобретает сразу публичный характер. А власти у нас очень не любят публичного решения конфликта, как правило, это не в их пользу. Во всяком случае, даже конфликт может решиться в их пользу, а общественное мнение будет явно против. Например, это было видно по подписке на "Уральский рабочий" и "Вечерний Екатеринбург", у нас в Свердловске есть такие газеты. Власть принудительно заставляла предпринимателей выписывать эти газеты. И когда я записал разговор на диктофон, обратился в Федеральную антимонопольную службу, в честь чего это вдруг власть лоббирует интересы именно этих двух газет, в общем, были ахи, охи, антимонопольная служба Свердловской области сказала, "предоставьте нам список всех, кого заставляют подписываться", естественно, мы этого списка не смогли предоставить, и после этого дело было закрыто.



Любовь Чижова: Чего бы вы хотели от государства?



Дмитрий Головин: Надо жить так, будто у нас все законы в стране выполняются. А если они вдруг не выполняются, то мы наивно хлопаем глазами, говорим, этого же быть не может, как же так, ведь у нас же вертикаль власти и все так хорошо. И после этого мы начинаем преследовать тех людей, которые их не выполняют. Нам бы хотелось от власти, во-первых, либерализации этих законов, в том числе и создания конкурентной среды, причем эта конкурентная среда не только, казалось бы, в бизнесе идет, она, в том числе и в политике идет, потому что, когда в политике много конкуренции, то она перетекает в бизнес, и выполнения законов.



Любовь Чижова: К появлению нового праздника - Дню предпринимательства - без особого восторга отнеслись даже сами предприниматели. Вот что сказал в интервью моей коллеге Ольге Вахоничевой вице-президент Российского Союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс.



Игорь Юргенс: Изменил ли что-нибудь день текстильного работника или изменил ли что-нибудь день налогового работника? Хорошо, пускай это будет одним из пиар-ходов. Конечно, какого-то значимого шага вперед в улучшении делового климата в стране учреждение дня предпринимателя, естественно, не привнесет. Он подвергается большому давлению, административным барьерам, сложностям с регистрацией. Многое сделано по так называемому облегченному режиму, упрощенному налогообложению и так далее. Нельзя сказать, что усилия не предпринимались, но остаются все равно проблемы.



Ольга Вахоничева: Как вы оцениваете существующие налоговые условия для развития предпринимательства в стране?



Игорь Юргенс: Если мы говорим про малых бизнесменов и об упрощенной схеме налогообложения для них, то, насколько я знаю, в целом она их устраивает, их не устраивает администрирование налогов, то есть многочисленные проверки и так далее. Последний указ Медведева поможет в этом смысле. А что касается среднего и большого бизнеса, то там очень много проблем: непонятное возрастание роли государственного сектора, роль государства в целом. Усилия предпринимаются, консультации идут, президент, премьер принимают малых и средних бизнесменов, объединенных в их организации, идут так же какие-то законодательные новации. Но пока это дело трудное. До той поры, пока местный бюрократ, местный правоохранитель будет видеть в предпринимательстве дойную корову, что очень часто происходит повсеместно, климат для резкого возрастания этой сферы деятельности будет по-прежнему негативным. Надо продолжать бороться.



Любовь Чижова: Российский президент Дмитрий Медведев в одном из своих выступлений заявил, что к 2020 году в малом и среднем бизнесе будут задействованы не менее 60 процентов россиян. Теперь предприниматели с волнением ждут реальных шагов власти, которые должны привести к такому потрясающему результату.