Президиум правительства Путина: «объяснимый и логичный популизм»

Журналисты шутят, что на новой должности Владимир Путин сохранил свои президентские привычки

В понедельник президиум правительства под руководством Владимира Путина собрался на свое первое заседание. Обсуждались такие вопросы, как улучшение жизни нефтяников и ветеранов.


На прошлой неделе журналистам сказали, что заседание начнется в 10 часов, потом, уже на этой неделе, стало известно, что вроде бы в 12. В результате оно началось чуть ли ни в два часа дня. Журналисты вспомнили, что Владимир Путин еще на посту президента России, как правило, не начинал мероприятие вовремя. Видимо, эту привычку сохранил он и в кабинете министров.


Заседание началось с того, что Путин обещал Государственной думе, когда знакомил депутатов со своей премьерской программой - с улучшения жизни работников нефтяного сектора: «У предприятия должны появиться дополнительные возможности применять ускоренную амортизацию. Важная задача - увеличение добычи нефти и стимулирование нефтепереработки. Здесь требуется принять целый комплекс мер, в том числе повысить необлагаемый минимум при расчете НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых) с 9 до 15 долларов США за баррель».


Изменения в налогообложении добычи полезных ископаемых – это серьезный шаг. В перспективе будет интересно посмотреть, как на это будут реагировать все остальные участники рынка - например, местные власти.


Кроме того, Путин обрадовал всех тех, кто может быть отнесен к малоимущим слоям населения: «С 1 августа нам предстоит на 15 процентов увеличить базовую часть трудовой пенсии и все виды социальных пенсий. Будет проиндексирована и страховая часть трудовой пенсии. Необходимо рассмотреть вопрос о проведении дополнительной индексации детских пособий и ежемесячных денежных выплат. Мы об этом говорили, мы гражданам это обещали, индексацию нужно обязательно предусмотреть в бюджете».


Больше всего должны быть рады участники Великой Отечественной войны, потому что для них запланирован целый каскад мер, улучшающих их жизнь: «Свыше 55 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны смогут до 1 мая 2010 года улучшить жилищные условия. По предварительным оценкам, это потребует примерно около 30 миллиардов рублей дополнительно.


В 2008 году должно быть завершено - именно завершено, полностью завершено - обеспечение автомобилями 33 тысяч ветеранов войны и ветеранов боевых действий, либо выплата соответствующих компенсаций. В 2009 году автомобили или компенсацию получат 2100 пострадавших вследствие воздействия радиации и реабилитированных лиц. Денежная компенсация будет выплачена 52,5 тысячам инвалидов по общему заболеванию, инвалидам детства, детям-инвалидам. Затраты федерального бюджета на эти цели составят в 2008 году - 4,4 миллиарда рублей, в 2009 году - 5,5 миллиардов рублей».


Некоторые экономисты уже говорят о том, что такие затраты на разные слои населения раскрутят инфляцию. Но бывший министр российского правительства Евгений Ясин утверждает, что такие меры можно отнести к популистским, но к инфляционным – никак: «Это на самом деле чистой воды популизм, потому что ветеранов мало, и это жест, который позволяет Путину получить еще одну порцию популярности. Но с точки зрения инфляции это ничего не меняет. 30 миллиардов рублей на пенсионеров, которые получают в среднем пенсию в 3 тысячи рублей - никто не представляет себе, кто выделяет эти деньги и, вы поверьте, это копейки. Эти люди возьмут эти деньги, побегут в магазин, и будут покупать, прежде всего, отечественную продукцию. По сравнению с государственными инвестициями и государственными корпорациями, они просто мизер. Что они могут добавить к инфляции? Я экономист, поэтому в профессиональном отношении человек циничный».


Главный экономист компании «Тройка-Диалог» Евгений Гавриленко считает то, что правительство Путина собирается делать в нефтяной сфере, объяснимым и логичным: «Установив в 2003 году повышенное налогообложение и подняв нефтяную отрасль, правительство смогло погасить практически весь внешний долг, осталась незначимая часть (по-моему, 37 миллиардов долларов на начало года). Это почти незначимо для бюджета, для экономики в целом. Правительство накопило стабилизационный фонд, который на начало года составил свыше 160 миллиардов долларов и, начиная с нынешнего года, он реорганизован в резервный фонд и фонд будущих поколений. То есть у правительства появились свободные средства в то время, как мы видели, что на фоне этого возросшего налогового давления на нефтяные компании некоторые из них стали активными заемщиками на внешнем рынке, привлекая капитал. Понятно, что с точки зрения экономики это не самая выгодная ситуация, не самая эффективная. Поэтому здесь есть определенная логика, определенное снижение налогового давления для того, чтобы позволить нефтяным компаниям меньше обращаться на рынок и снижать стоимость привлекаемого капитала для того, чтобы они начали инвестировать, наращивать объемы производства. Собственно говоря, для этого все это делается. Поэтому в нынешних решениях я не вижу никакого противоречия. Рано или поздно это будет реализовано. Сейчас значительная часть нефтяного сектора сосредоточена в руках государства, в свете этого решение выглядит еще более таким очевидным и понятным. Я сейчас не обсуждаю, хорошо это или плохо, но таковы реалии».