Поиски «испанских арийцев». Археология в годы правления Франко

Церковь Сан Хуан де Баньос — одно из немногих архитектурных сооружений вестготов, сохранившихся до наших дней в Северной Испании

В Испании только что вышел в свет научный труд об истории археологических исследований в стране в период диктатуры генерала Франко 1939-1975 годов: «Археологические изыскания в Испании в период правления Франко» (Margarita Díaz-Andreu and Manuel Ramírez Sánchez. Archaeological Resource Management Under Franco's Spain. The Comisaría General de Excavaciones Arqueológicas). Особое место в нем отводится сотрудничеству в годы Второй мировой войны испанских и немецких археологов, озабоченных поисками следов арийской расы на территории Испании.


Особенное рвение в сотрудничестве с германскими нацистами проявлял тогдашний главный испанский археолог Хулио Мартинес Санта-Олалья (Julio Martínez Santa-Olalla). Плюгавый смуглый брюнет, он почему-то представлял себя рослым арийцем, некоей «белокурой бестией», и потому красился в блондина, носил ботинки на высоких каблуках и усиленно раскручивал на рубеже тридцатых-сороковых годов теорию арийского происхождения испанцев, якобы чистокровных потомков северных кельтов. Своим желанием быть арийцем он нравился не столько каудильо-Франко [каудильо (исп. caudillo — предводитель) — в 1939-1975 гг. официальный титул главы государства в Испании — генералиссимуса Ф. Франко; каудильо был наделен неограниченными полномочиями государственного, политического и военного руководства; — РС], сколько Генриху Гиммлеру, курировавшего работу пресловутых «Общества Туле», изучавшего древнюю германскую историю и наследие предков, и таинственного Анненербе (Ahnenerbe). Как известно, последний элитарный орден, созданный нацистами по принципу организации средневековых рыцарских орденов, занимался практическими поисками доказательств, в том числе эзотерических, расового превосходства немцев в рамках доктрины национал-социализма.


Франко, благодарный Германии за помощь в разгроме Испанской республики в трехлетней гражданской войне, связям своих археологов с нацистами не противился. Говорит писатель и журналист Хавьер Хуарес, исследователь взаимоотношений Испании и Германии периода Второй мировой войны: «Единственным объяснением позиции Франко, никогда не испытывавшего особых симпатий к Гитлеру и немецким нацистам, как к заносчивым простолюдинам, была его благодарность за помощь в гражданской войне в Испании конца тридцатых годов и страх перед могуществом Германии. Как только ход Второй мировой войны изменился в пользу партнеров по антигитлеровской коалиции, изменилось и отношение Франко к Гитлеру. Правда, и Гитлер никогда не видел в испанцах надежных союзников, он недолюбливал Франко и даже вынашивал планы военного захвата Испании».


Что касается непосредственного руководителя Анненербе штандартенфюрера СС доктора Зиверса (Wolfram Sievers), то доказательства арийского происхождения испанцев его не интересовали. Зато влекли захоронения гуанчей, древних обитателей Канарских островов. Нацисты полагали, что Канары — это остатки затонувшей Атлантиды, а гуанчи — потомки древних атлантов, истинных арийцев.


Вторым объектом, интересующим немецких археологов, были остатки на Иберийском полуострове культуры вестготов. Канарскую экспедицию немцы отложили в связи с началом Второй мировой войны. А вот в раскопках некрополя вестготов в провинции Сория все же участие приняли. До этого в Мадриде побывал сам Гиммлер, обласкал Мартинеса Санта-Олалья и прислал в Испанию на подмогу местным археологам своего любимца — оберштурмфюрера СС Эрнста Шеффера, того самого, что возглавлял знаменитую нацистскую экспедицию на Тибет в поисках корней арийской расы. Хавьер Хуарес: «Нацистов Испания привлекала наличием здесь большого количества археологических памятников, которые они хотели использовать для подтверждения своей расовой теории. Так что раскопки здесь осуществлялись даже в самый разгар мировой войны и, естественно, на деньги Германии, поскольку Испания, сама пережившая разрушительную войну, не имела средств на подобные изыскания».


Мартинес Санта-Олалья обещал рейсфюреру создать в Испании организацию, аналогичную Анненербе, и предложил себя в качестве эксперта для участия в раскопках на оккупированной Украине в поисках захоронений древних готов. А вскоре немецко-испанская археологическая идиллия закончилась. И довольно печально для Мартинеса Санта-Олалья.


В 1943 году Франко под нажимом Соединенных Штатов и Великобритании стал свертывать свои отношения с Гитлером. С Ленинградского фронта, по личному настоянию американского посла в Мадриде, была снята и отправлена на родину испанская добровольческая «Голубая дивизия», которая с 1942 года сражалась против советских войск на стороне Гитлера. Франко, чувствуя конец нацизма и желая угодить союзникам по антигитлеровской коалиции, отдалил от себя, под разными предлогами, всех «друзей» Германии в Испании. Главный археолог страны был обвинен в гомосексуализме и отправлен в отставку.