Министерство сельского хозяйства предлагает установить предел торговых наценок в отношении продуктов первой необходимости

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров.



Кирилл Кобрин: До конца мая в правительство должен быть внесен проект нового закона о торговле, который предусматривает, в частности, возможность государственного регулирования цен на продукты первой необходимости. Министерство сельского хозяйства предлагает законодательно установить предел торговых наценок в отношении этих продуктов - не более 10-12 процентов.



Карэн Агамиров: Министр Алексей Гордеев заявил на встрече с прессой в информационном агентстве "Интерфакс", что ценовое соотношение должно регулироваться по всей цепочке движения продовольствия - от его производителя до потребителя. "На первом месте стоит даже не проблема поддержки сельского хозяйства государством, а проблема научиться регулировать рынок продовольствия и сырья такими методами, которые соответствовали бы рыночной экономике".


"К сожалению, - отметил далее Гордеев, - проблема взаимоотношений производителей, переработчиков, оптовой и розничной торговли остается". Пример - ситуация на рынке молока. Осенью прошлого года наблюдался скачок цен на молоко, обусловленный ростом цен на сухое молоко и сокращением производства сырого молока. "Закупочная цена сырого молока выросла до 12-16 рублей за килограмм, и это скоро сказалось на розничных ценах, - подчеркнул министр сельского хозяйства. - Сейчас закупочные цены на сырое молоко снизились в 1,5-2 раза, однако на прилавках этого не видно. Закономерен риторический вопрос: где деньги? Очевидно, что не у сельхозпроизводителей. Необходимо придумать рыночные инструменты для регулирования взаимоотношений поставщиков и продавцов, чтобы не ставить сельхозпроизводителей в невыгодные условия".


Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев рассчитывает, что предложения министерства в проект закона о торговле будут поддержаны. Он сообщил, что в результате изменений в структуре правительства проект закона "передан на площадку министерства промышленности и торговли". Министерство сельского хозяйства настаивает на введении в документ отдельного раздела о реализации товаров продовольственной группы, а также о "нахождении такой нормы регулирования процесса торговли, который бы позволял обеспечивать баланс интересов в блоке "производитель-торговля". При этом данная норма регулирования должна основываться на рыночных принципах. Говоря о предложении по норме торговой наценки на продовольственные товары, министр заявил, что и по этому вопросу пока идет дискуссия. "Мы считаем, что у правительства должно быть право использовать такие методы регулирования с учетом определенных ситуаций на продовольственном рынке", - отметил Алексей Гордеев.


Напомним также, что премьер-министр России Владимир Путин поручил Министерству промышленности и торговли до 30 мая внести в правительство проект закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", дополнив его главой об особенностях реализации сельскохозяйственной продукции.


У микрофона Радио Свобода - бывший заместитель министра экономики России, научный руководитель Школы экономики и земельных рынков Академии народного хозяйства Иван Стариков. Он убежден, что обуздание цен - это вопрос политической воли.



Иван Стариков: Идея регулирования рынка по всей цепочке не нова, но весьма затруднительна. Мне кажется, что единственный шанс реально обуздать рост цен на продовольственном рынке лежит в принятии главным образом политического решения делегировать полномочия, которые на себя, в общем, сегодня авторитарным образом забрала власть, делегировать их гражданскому обществу. Я имею здесь в виду огромное количество отраслевых союзов, профессиональных образований, стимулирование создания потребительской кооперации. Потому что больше половины сельхозпродукции животноводческой, почти 80 процентов картофеля и почти 100 процентов плодов и овощей производятся в личных подворьях. Но для этого, подчеркиваю, необходимо политическое решение, нужно делегировать эти полномочия, чтобы сообщество граждан, занимающееся сельскохозяйственной продукцией, ее переработкой, могли на равных вести диалог с властью. Если власть реально примет закон о саморегулируемых организациях, если власть реально снимет ограничения на некоммерческие организации, которые в большом количестве сегодня есть в агропромышленном комплексе, но не работают из-за весьма кастрированной правовой базы, то мы тогда можем стать свидетелями нормальной рыночной конкуренции, отсутствия ценовых сговоров на продовольственных рынках и, на самом деле, формирования справедливых цен и для производителей, и для потребителей.


Сейчас с ценами что бы мы ни делали, мы никоим образом не сможем повлиять. У нас уже были попытки в политических целях в выборные периоды Думы и президента заморозить. Мы видим, что потом они так отмораживаются...



Карэн Агамиров: Директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин полагает, что удерживать цены может только лишь борьба с произволом монополий и коррупцией.



Михаил Делягин: Я не думаю, что это нужно распространять только на сельхозпродукцию. У нас есть, например, такой чудесный товар, как бензин, на который тоже цены растут безумно. У нас есть такая сфера, как сфера коммунальных услуг, где тоже все очень нехорошо. Главный инструмент регулирования цен - это борьба с произволом монополий. Без этой борьбы, которая предусматривает, во-первых, жесткий контроль, жесткий мониторинг цен и контроль за структурой издержек всех, кто подозревается в злоупотреблении монопольным положением. Без этого никакие ограничения цен не будут работать сколько-нибудь значимое время.


Конкретно по торговым наценкам, мы все это проходили в 90-е годы. Если эту меру, которая сама по себе разумна, применять изолированно, а не в комплексе с борьбой со злоупотреблением монопольным положением, то мы получим то, что имели в середине 90-х годов, когда торговцы перепродают один и тот же товар, естественно, на бумаге, друг другу по 10 раз, накручивая соответствующую новую прибыль. Все. И если вы хотите сделать рентабельность 40 процентов с продажи, а у вас торговая наценка 10 процентов, вы просто со своим приятелем перепродаете товар друг другу 10 раза. Ну, а если дополнительные налоги накладываются - 105 раз. Все, вперед и с песней, все нормально.


Если заставить бизнесменов раскрывать структуру их издержек, то выяснится чудовищная доля, которая в этих издержках приходится на взятки. А это будет уже очень серьезной политической проблемой не только для так называемых правоохранительных органов, но и для всей российской государственности в целом. Потому что сегодня, насколько можно понять, основой сложившегося в России государственного строя является именно тотальная коррупция. И борьба с инфляцией, если она ведется системно и последовательно, и борьба со злоупотреблениями монопольным положением, если она ведется системно и последовательно, она неминуемо подорвет коррупцию как основу государственного строя России. А это, как вы понимаете, почти конституционное преступление.



Карэн Агамиров: Получается какой-то замкнутый круг, мы опять вышли на борьбу с монополией и с коррупцией, и об этом новый президент Дмитрий Медведев как раз и заявляет.



Михаил Делягин: О том, что нужно бороться с коррупцией, с монополиями и с прочими вещами, заявляет каждый чиновник, когда он занимает свою должность. К сожалению, слова расходятся с делами.



Карэн Агамиров: Подытожил Михаил Делягин.