Ключевое слово этой недели - «Популизм»

Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.



Алексей Кузнецов : А сейчас традиционная рубрика «Ключевое слово». Ведущая Лиля Пальвелева.



Лиля Пальвелева : Ключевое слово этой недели - «Популизм». В понедельник состоялось первое заседание новой структуры – президиума правительства. На нем Владимир Путин пообещал улучшить жизнь малоимущих слоев населения, в связи с чем известный экономист Евгений Ясин в эфире Радио Свобода высказался так:



Евгений Ясин: Ветераны - это на самом деле, конечно, чистой воды популизм, потому что их мало, и как бы это жест, который позволяет Путину получить еще одну порцию популярности. Но с это с точки зрения инфляции ничего не меняет. То, что вы потратите 30 миллиардов рублей на пенсионеров, которые получают в среднем пенсию в 3 тысячи рублей, и повысит им, вы поверьте это копейки. Эти люди возьмут эти деньги и побегут в магазин, и будут покупать, прежде всего, отечественную продукцию. По сравнению с государственными инвестициями и государственными корпорациями, они просто мизер, что они могут добавить к инфляции. Мы им недодаем в 10 раз больше.



Лиля Пальвелева : И вот рассуждения о слове «популизм» доктора филологических наук профессора Михаила Горбаневского.



Михаил Горбаневский : Слово довольно занятное, несмотря на свои очень древние корни, уходит оно аж в латынь, потому что, придя к нам из французского языка, оно образовано от латинского populu , что значит «народ». Так вот, несмотря на свою такую седую древность, слово «популизм» для русского политического языка все-таки достаточно новое. Вошло оно в практику у нас в конце 80-х – начале 90-х годов. Я могу прочитать такую цитату из популярной, но не популистской газеты «Аргументы и факты» 1991 года: «Из командно-административной системы мы прямиком шагнули в систему безответственного популизма. Обещали поднять пенсии, зарплаты, стипендии, а денег в казне не оказалось».


Прекрасный словарь, к которому я нередко обращаюсь, когда приходится мне комментировать какую-то новую сравнительно лексику, который называется «Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения». Он вышел в Санкт-Петербурге. Автор его ученый из Института лингвистических исследований. Он дает такое определение слову «популизм»: «Политическая тактика уступок, необоснованных обещаний и тому подобного с целью манипуляции общественного мнения, голосами избирателей» и так далее. Я, в общем, согласен с нашими питерскими коллегами, но я бы сказал, что популизм это не только политическая тактика. Это все-таки еще и стиль риторики, который апеллирует к широким народным массам. Суть-то его достаточно проста – правящая элита не заботится об интересах простого человека, так как она заинтересована только в своих благах.



Лиля Пальвелева : Но делает вид при этом, что заботится.



Михаил Горбаневский : Да. Те люди, которых мы называем популистами, себя представляют защитниками или отдельных регионов, или каких-то отдельных социальных групп. Причем, в своей риторике они используют, как ученые говорят мудрено, дихотомию, то есть принцип «или – или». Говорят, что они выражают интересы большинства населения.



Лиля Пальвелева : Вы упомянули газету «Аргументы и факты» и сказали, что она популярная. Ведь эти слова очень близки по структуре, и корень у них общий, а значение очень разное.



Михаил Горбаневский : Так бывает сплошь и рядом. Слово тоже латинское capus («голова»), может вывести нас на русское «капуста», но одновременно на название «капюшон». Что еще интересное в «популизме»? У него есть своя терминология. К терминологии «популизма» филологи относят выражения – прямая демократия, борьба с коррупцией и многое другое. Социальные проблемы, считают популисты, имеют очень простые решения. В целом можно сказать, что «популизм» слово с ярко выраженной негативной оценкой. Самое неприятное словосочетание лично для меня это «дешевый популизм».



Лиля Пальвелева : Подчеркивает Михаил Горбаневский.