Честь мундира и права человека: суд решил в пользу военных

По словам правозащитников, проституция в российской армии встречается все чаще и чаще. Командование готово судиться из-за таких обвинений, для военных - это дело чести

В понедельник суд в Петербурге удовлетворил иск военных к правозащитной организации «Солдатские матери Петербурга» и газете «Комсомольская правда» за публикацию статьи о фактах проституции в одной из воинских частей. Представители воинской части получат в качестве компенсации морального вреда 16 тысяч рублей вместо требуемой ими суммы в 2 миллиона. Газета также должна опровергнуть информацию о том, что солдаты этой части вынуждены заниматься проституцией. Правозащитники и редакция газеты намерены обжаловать решение суда.


Компенсации в размере 2 миллионов рублей и опровержение информации о том, что солдат заставляют заниматься проституцией, требовала от редакции «Комсомольской правды» и правозащитной организации «Солдатские матери Петербурга» войсковая часть № 3727, расположенная на Миллионной улице. По решению суда, ответчики должны выплатить истцу 16 тысяч рублей, а «Комсомольская правда» в течение месяца обязана опубликовать опровержение своей статьи, появившейся в феврале 2007 года. Военные удовлетворены решением суда. Они с самого начала были уверены в своей победе, говорит заместитель командующего внутренних войск северо-запада России Геннадий Марченко: «Обвинения строились на показаниях одного человека, это бывший военнослужащий данной воинской части, рядовой, который дважды самовольно оставлял воинскую часть. Из полутора лет службы он находился в бегах больше года. Все его измышления не нашли подтверждения».


«К сожалению, военные пытаются свести дело только к обвинению этого человека, говорят об уголовном деле против солдата, самовольно покинувшего часть. А вот причины, которые вызвали это оставление части, как раз и не были рассмотрены в материалах уголовного дела, а ведь это очень важно для доказательства правоты нашей позиции», - возражает председатель «Солдатских матерей Петербурга» Элла Полякова.


Правозащитники считают, что доказать любые факты насилия в армии очень сложно потому, что следствием занимается военная прокуратура, которая защищает интересы ведомства. Военные явно стремятся защитить честь мундира, объясняет военный обозреватель интернет-издания «Ежедневный журнал» Александр Гольц: «Этот солдат отсутствовал в воинской части именно потому, что его притесняли старослужащие. И выводы, к которым пришла военная прокуратура, не являются истиной в последней инстанции. Абсолютно ненормальная ситуация в принципе, когда люди бегут из армии и единственное место, куда они могут обращаться, это Комитет солдатских матерей. В высшей степени забавно, когда государственный орган обращается в суд с претензиями к общественной организации».


Проблему изучал и даже писал об известном «московском пятачке» у памятника героям Плевны военный обозреватель Виктор Баранец: «Пару лет назад с коллегой по "Комсомольской правде" Александром Гольцем мы работали над такими материалами и даже провели эксперимент. Мы прикинулись покупателями этих юных солдатиков и курсантиков и были поражены тем, что от кандидатов на мужскую любовь отбоя не было. Курсанты, солдаты откровенно называли и цену вопроса, откуда они. Я, когда уже рассказал об этом, обратился к представителям военного ведомства в Москве, и они сказали, что эти факты им известны достаточно давно. Более того, они уже принимали определенные меры - например, был один такой командир подразделения, который строил бизнес на том, что отправлял солдатиков к памятнику Героям Плевны.


Проблема есть, она принимает все большие масштабы. Обыкновенная бытовая разнузданность все больше и больше поражает армию, и мы в итоге получаем офицеров, которые пристают к юным солдатам или кадетам. Или, наоборот - солдат и курсантов, которые торгуют телом на площадях наших городов. А эта банальная защита чести мундира, она уже навязла в зубах».


Дело слушалось в том же Куйбышевском суде, где несколько лет назад рассматривалось знаменитое дело тогдашнего начальника Нахимовского училища адмирала Букина против тех же солдатских матерей, рассказывает Элла Полякова: «Жизнь подтвердила нашу правоту. Потому что и адмирала теперь этого в Нахимовском училище нет, но печальные события продолжаются, к сожалению. Поэтому мы не собираемся прерывать контакты с командованием внутренних войск, мы будем так же продолжать защищать интересы жертв казарменного насилия».


«Солдатские матери» готовы добиваться пересмотра решения вплоть до Европейского суда по правам человека.