Конфликт внутри ТНК-ВР развивается в интересах «Газпрома»

Проблемы у ТНК-ВР начались в то же время, когда интерес к ее дочке «РУСИА Петролеум» проявил «Газпром»

Проблемы у ТНК-ВР начались в то же время, когда интерес к ее дочке «РУСИА Петролеум» проявил «Газпром»

Конфликт акционеров российско-британской нефтяной компании ТНК-ВР не отражается на ее производственной деятельности, которая осуществляется в стабильном режиме в соответствии с годовым прогнозом, заявили представители компании. Ранее российские участники этого проекта потребовали отставки главы ТНК-ВР Роберта Дадли, который, по их мнению, управляет компанией только в интересах британской стороны.


Нефтяная компания ТНК-ВР, третья по объемам добычи в России, была образована в 2003 году британской British Petroleum и российским консорциумом, в который вошли «Альфа-групп», а также компании «Ренова» и Access Industries. Стороны получили в проекте по 50% участия, и до середины прошлого года отсутствие контролирующего акционера отнюдь не мешало им вполне успешно работать в России.


Проблемы у ТНК-ВР начались в 2007 году, когда государственный «Газпром» проявил интерес к ее дочерней компании «РУСИА Петролеум», владеющей лицензией на разработку Ковыктинского газоконденсатного месторождения, одного из крупнейших в мире. Год назад ТНК-ВР согласилась продать эту компанию концерну, однако сделка до сих пор не завершена. Затем, по мере усиления неприятностей, которые возникли у ТНК-ВР в России (налоговые претензии, обыски) появились разногласия уже внутри самой компании. В чем заключается позиция акционеров, рассказал аналитик инвестиционной компании «Проспект» Александр Кузнецов:


«Российские акционеры хотели бы видеть компанию ТНК-ВР, как такую национальную большую корпорацию, развивающуюся не только на российском рынке, но и на рынках ближневосточных стран, и в Восточной Европе, и возможно в Южной Америке. Хотели бы, чтобы компания развивала свою добычу и переработку на зарубежных рынках. Соответственно, снижала свои рынки ценовые, получала доступ к новым рынкам сбыта нефтепродуктов, то есть увеличивала свои прибыль, доходы. А British Petroleum, наоборот, говорят, что компания ТНК-ВР должна развиваться именно в России, может быть, в странах СНГ, но не выходить на международные рынки, поскольку там ВР сама уже присутствует и может использовать ТНК-ВР уже в своих целях, допустим, перерабатывать ту же самую нефть ТНК-ВР на своих бипишных нефтеперерабатывающих заводах».


Такое же мнение и у директора Международного центра политической экспертизы Евгения Минченко:


«Я думаю, что очевидно в первую очередь это внутренний конфликт, связанный с разными приоритетами российских и британских акционеров. Российские акционеры столкнулись с проблемой, что их возможности развития внутри России очень серьезно ограничены. Большая часть вновь возникающих месторождений делятся между крупными государственными компаниями. Существующие уже у компании месторождения вырабатывают свой ресурс. Складывать приходится все больше, прибыли все меньше. Естественно, российские акционеры ТНК-ВР заинтересованы в том, чтобы начать внешнюю экспансию. В то же время ВР, которая и так уже активно присутствует на внешних рынках, отнюдь не заинтересована в том, чтобы делиться вот этой прибылью на внешних рынках со своими российскими партнерами. Вот, собственно, в этом и суть разногласий.
Естественно, что как только проблемы возникли, начали появляться новые интересанты со стороны, которые пытались и пытаются использовать эту ситуацию в своих интересах. Наиболее серьезным игроком в этом смысле, естественно, является "Газпром"».


Пока публичный спор между акционерами ТНК-ВР проходит на уровне кадровых претензий - российская сторона настаивает на отставке президента Роберта Дадли, а британская - исполнительного директора Германа Хана.


Что касается бизнеса, то здесь стороны заявляют о желании продолжать переговоры и искать компромисс. Однако, по экспертным оценкам, все идет к тому, что контрольный пакет акций самой ТНК-ВР в итоге получит одна из государственных нефтегазовых компаний России. Перспективы такой сделки, по словам Александра Кузнецова, являются еще одним поводом для конфликта между ее акционерами:


«Вторая причина, почему может быть возникает конфликт между акционерами, это возможность продажи компании либо "Газпрому", либо "Роснефти". Если ТНК-ВР будет продана одной из этих компаний, то есть имеется в виду может быть продана доля в 51% либо "Газпрому", либо "Роснефти", вопрос в том, кто будет продавать эту долю - российские акционеры или британские, либо British Petroleum. Естественно, и те и другие хотят остаться в компании. Более того, вот эти противоречия, которые возникли в компании, они сейчас довольно сильно занижают капитализацию компании. Если вдруг кто-то из акционеров продает свою долю российской компании государственной компании, она получает контроль. Соответственно, вопросы о противоречиях внутри компании уйдут. Это должно будет сказаться очень положительно на капитализации».


Кто в итоге уступит - консорциум из России или британская компания, эксперты пока прогнозировать не берутся. Однако аналитик инвестиционной компании «Проспект» Александр Кузнецов считает логичным, если в результате передела собственности нынешняя ТНК-ВР окажется под российским контролем:


«Если вопрос, действительно, идет о том, что доля может быть продана российской госкомпании, то предпочтительно, чтобы доля была продана именно британскими акционерами, то есть British Petroleum. Связано это с тем, что British Petroleum и британские власти в последние годы, после того как получили такой подарок со стороны российских властей и получили возможность участвовать в российской нефтедобыче, так вот британская сторона оказалась не сговорчивой и не дала встречного подарка "Газпрому" или другим российским компаниям в виде доступа на свои сбытовые рынки в Британии или обычные какие-то активы группе или где-то за рубежом. Повода для того, чтобы оставаться British Petroleum в России, в общем-то, нет, пока Британия или British Petroleum не предложила активы взамен».


Иной точки зрения придерживается директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. Более того, британские акционеры ТНК-ВР, по его данным, уже ведут переговоры о возможном альянсе с «Газпромом»:


«Я слышал, что акционеры ТНК с британской стороны сейчас ведут речь о продаже 1% акций. Но вообще по всей логике вещей "Газпрому", как потенциальные партнеры, конечно же, более интересны были бы британцы. Поскольку это и возможность более активной игры на внешних рынках, в частности, на рынке сжиженного природного газа, это выход на розницу в Великобритании, куда сейчас "Газпром" не пускают и так далее. Я думаю, что, конечно же, "Газпром" заинтересован выкупить долю российских акционеров и взять ВР себе в партнеры. Я думаю, что логично, действительно, было бы британцам обеспечить "Газпрому" 51% ТНК-ВР».


Аналитики пока не берутся предсказывать возможные сроки разрешения конфликта. Однако они уверены, что определенная ясность в этом деле может появиться уже до конца лета нынешнего года.