В минувшие выходные в Копейской колонии №1 в Челябинской области были убиты четверо заключенных. По сведениям прокуратуры, во время прогулки они напали на конвоиров, нанеся ранения пятерым из них. Ситуацию комментирует сопредседатель «Правозащитной фракции» партии «Яблоко» правозащитник Валерий Борщев.
- Судя по всему, этих четверых заключенных просто избили до смерти. Насколько типична такая ситуация?
- Смерть заключенных и тем более, как говорят, такой конфликт, когда нападают на сотрудников колонии, эта ситуация чрезвычайная. Но атмосфера за последнее время, я бы сказал, за последние три года очень изменилась в наших колониях. Напряженность и внутри между заключенными (это пресловутые нормы дисциплины и порядка, которые создают эту напряженность), и между заключенными и сотрудниками колонии усиливается. Мы об этом писали, мы об этом говорили.
- А с чем это связано?
- Вы знаете, я считаю, что это изменилось после того, как колонии стали менее прозрачны, менее доступны для общества. Должен сказать, что там, где правозащитники часто бывают в колониях… Ведь понимаете, если возникает какая-то проблема, какое-то напряжение, какой-то конфликт, заключенные обращаются к правозащитникам. Даже сам факт обращения снижает напряжение, он дает выход решения проблемы иным, не агрессивным путем. А когда закрытая система, когда система становится непрозрачной, конечно же, агрессия повышается, неровен час такие взрывы.
- С чем вы это связываете, что система становится все более непрозрачной? Это связано просто с общей атмосферой в стране?
- Да. Это процесс такой генерализованный. Ведь раньше же пенитенциарная система была у нас одна из лидеров среди реформаторов, одна из лидеров по отношению с правозащитниками. А вот, действительно, последние 3-4 года в связи с этой общей ситуацией авторитаризма и усиления силовых методов решения вопросов, это, конечно, сказалось на пенитенциарной системе. Неизбежно это вызывает взрывы. Знаете, как сказал один депутат, когда тюремная система становится закрытой для общества, она дрейфует в сторону ГУЛАГа.
- Как вы думаете, удастся в данном случае (все-таки вопиющее это происшествие) добиться открытого расследования или доступа правозащитников в эту колонию?
- Удастся ли туда пройти мне, вдалеке от Челябинской области, сказать это трудно. Но добиваться, конечно, будем. Я думаю, что внимание и после доклада уполномоченного по правам человека, который обратил внимание, что ситуация в пенитенциарной системе очень острая и требует особого отношения, и выступления правозащитников, в общем-то, конечно, заставят власти, заставят прокуратуру отнестись к этой ситуации очень и очень внимательно.