В Гуантанамо начались слушания по делу о терактах 11 сентября

Американские эксперты по-разному оценивают объективность трибунала. На фото - государственный обвинитель трибунала Лоуренс Моррис

В четверг в Гуантанамо прошел первый день слушаний на процессе над организаторами терактов 11 сентября. Впервые за пять лет после ареста Халида Шейха Мухаммеда, который считается главным разработчиком плана терактов, журналисты услышали его голос. Заседание, проходящее в специально оборудованном закрытом для посторонних зале, транслировалось по внутреннему телевидению в комнату, где находятся журналисты.


Халид Шейх Мухаммед, считающимся одним из главарей «Аль-Каиды» и организатором терактов 11 сентября, вместе с четырьмя другими подозреваемыми предстал перед Военным трибуналом в Гуантанамо. Эти пятеро обвиняются в убийстве 2973 человек, нападении на гражданских лиц и угонах самолетов. Халид Шейх Мухаммед отказался от назначенного ему адвоката и отмахнулся от предупреждения судьи о возможности смертного приговора, заявив, что с радостью примет смерть как мученик. Халид Шейх Мухаммед заявляет, что в тюрьме его подвергали методам допроса, граничащим с пыткой. Мухаммед признал свою причастность к организации не только терактов 11 сентября, но и трех десятков других терактов по всему миру.


Трибунал, который судит Мухаммед и его сообщников, был создан на основании специального закона, принятого Конгрессом для суда над иностранцами, подозреваемыми в терроризме. По словам юридического советника Управления военных комиссий генерала Тома Хартманна, трибунал отличается беспрецедентной объективностью: «Судопроизводство будет исключительно честным. Обвиняемым доступны самые разнообразные способы защиты - точно такие же, как и для американских военнослужащих. Стандарты защиты для них выше тех, что применяются в международных военных трибуналах. Подсудимым предоставлено право на адвокатскую защиту, они могут не отвечать на вопросы, они могут ознакомиться с любой рассматриваемой уликой, у них есть права на вызов свидетеля и на очную ставку, на заявление в суде, на отвод судьи. Эта система судопроизводства, по сути, копия американской системы правосудия».


Совершенно иного мнения о трибунале видный гражданский эксперт Джонатана Тэрли, профессор школы права столичного университета имени Джорджа Вашингтона: «Большинство специалистов по уголовной защите рассматривают этот процесс как своего рода фарс. Как и многие мои коллеги, я отказался вести дела лиц, содержащихся в Гуантанамо. Потому что процессуальные нормы, выработанные администрацией Буша, сделали справедливый суд практически невозможным там. На мой взгляд, применяемые на нем нормы доказательств - ниже всякой критики. Достоверность доказательств не гарантируется. Ряд свидетельств добыты у подозреваемых мерами физического принуждения, которые могут рассматриваться как пытки.


Процесс является скорее попыткой администрации оправдать военные трибуналы, спешно приговорить на них кого-нибудь для демонстрации хоть каких-то достижений в расследовании терактов. Перед уходом из Белого дома президент Буш добьется лишь нескольких приговоров, которые тут же будут опротестованы и, скорее всего, отменены».


Халид Шейх Мухаммед, по словам представителей прокуратуры, наиболее ценный из захваченных членов «Аль-Каиды». Обвинение попытается доказать, что он лично разрабатывал планы атак на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и Пентагон. Эксперты не исключают, что заседания трибунала могут быть отменены, если Верховный суд, рассматривающий апелляции адвокатов обвиняемых, сочтет, что трибунал не дает гарантий обеспечения прав подсудимых.