Архитекторы ищут способы спасти исторические памятники от бизнеса

Искать выход из противостояния архитектура-бизнес начали в Ульяновске, богатом архитектурными памятниками разных эпох

В стране ежегодно исчезает около 700 объектов исторической застройки. Но если в Советском Союзе памятники сносили по идеологическим соображениям, то теперь архитектурное наследие гибнет под натиском большого бизнеса. Эти проблемы обсуждались на VIII пленуме президиума Союза архитекторов России, который состоялся в Ульяновске.


Форум российских архитекторов «Исторические города и современная архитектура» было решено провести в Ульяновске из-за одной особенности этого города: в прошлом веке историческая застройка Симбирска (Ульяновска) уничтожалась именем Ленина. Парадокс, но его же именем сегодня сохраняется то, что осталось от старого Симбирска. Для этого создан историко-мемориальный заповедник федерального значения «Родина Ленина». Так что вместе с помпезным мемориальным комплексом в Ульяновске еще можно увидеть фрагменты провинциального поволжского города конца XIX - начала XX века.


Как и в большинстве российских городов, исторический центр Ульяновска страдает от точечной многоэтажной застройки. Элитное жилье и торговые центры в стиле хай-тек подавляют собой старинные доходные дома и архитектурные образцы русского модерна. Почему закон, муниципальная власть, общественность и сообщество архитекторов не в силах противостоять этому нашествию? Президент Института реконструкции исторических городов, лауреат Госпремии СССР Виталий Лепский называет такие причины: «Коррумпированность местных властей и чиновников, которые имеют с каждого этого нашествия соответствующий доход. Во-вторых, это общая неподготовленность общества, непонимание того, что это высочайшая культура. Мы обладаем архитектурой, которая не похожа ни на западную, ни на восточную – мы нечто среднее и этим уникальны».


С этим согласен профессор Московского архитектурного института Илья Лежава: «Я не говорю об Италии. Но даже такие страны, как Тунис, Алжир, Камбоджа - их бюджет построен на архитектурном туризме. Россия нисколько не хуже. У нас огромное количество антикварной архитектуры, но мы о ней очень плохо заботимся и даже уничтожаем ее, как только можем».


Города развиваются, и этот процесс не остановить. Зачастую конфликт между бизнесом и антикварной застройкой решается просто: старые дома внезапно, но всегда очень вовремя гибнут в пожаре, при этом освобождается ценный участок земли для строительства. Как одновременно учесть интересы современного застройщика и сберечь исторический облик городов? Президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский считает, что поможет только строжайшая регламентация застройки и льготы для инвестора: « Жесткие законодательные рамки надо поставить бизнесу. Кроме того, если предприниматель берет, допустим, историческое здание, которое ему не очень выгодно, ему может быть в качестве компенсации предоставлена какая-то другая территория для коммерческого строительства».


Архитектор зависит от заказчика, в этом одна из главных проблем и городов, и профессионального сообщества архитекторов, объясняет Илья Лежава: «Он же наемный работник, архитектор. Если его перестанут нанимать, то он лишится средств к существованию».


Ульяновский архитектор Александр Варюхин говорит, что сталкивался с подобной этической проблемой: «Когда понимаешь, что здание будет стоять, что оно тебя переживет – ты отказываешься даже от выгодных проектов. С другой стороны, в Ульяновске крайне низкий уровень понимания архитектуры. Объяснять это не только заказчикам, но и властям трудно».


Сегодня, по мнению жителей и специалистов, в Ульяновске царит градостроительная эклектика. За обликом города обязано следить его руководство, подчеркивает главный архитектор Ульяновска Наталья Клейменова: «Все, что строится - строится в рамках закона. Земельный, Градостроительный кодексы пошли навстречу застройщику, но ухудшили качество архитектуры. Сделаны достаточно большие послабления для застройщиков в части предоставления проектной документации. Диктовать условия, требовать проектную документацию на индивидуальный жилой дом мы не имеем права».


Профессор Виталий Лепский предлагает перенять положительный опыт зарубежных стран, где существуют национальные программы сохранения городской среды обитания человека: «Я считаю, что должна быть создана национальная федеральная целевая программа по сохранению архитектуры исторических городов».


Восьмой пленум Союза архитекторов принял обращение к власти и обществу с призывом защитить исторические города от вторжения крупных современных построек и предложил поправки в законодательство, стимулирующие инвесторов сохранять оригинальную архитектуру городов.