В столице Словении Любляне проходит саммит Европейского Союза и США

Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Юрий Векслер.



Александр Гостев : В столице Словении Любляне проходит ежегодный саммит Европейского Союза и Соединенных Штатов. Его открыл Джордж Буш, который в последний раз приехал на саммит как хозяин Белого дома. Один из главных вопросов обсуждения - отношения с Ираном, в свете ведущихся в этой стране ядерных разработок. О саммите в Любляне корреспондент Радио Свобода в Германии Юрий Векслер побеседовал с профессором Европейского центра стратегических исследований института Маршалла Александром Гариным.



Александр Гарин : Я думаю, что саммит между президентом Бушем и Европейским Союзом, так сказать, это в каком-то смысле действительно прощальная поездка, в которой Буш предстанет в своем амплуа второго срока правления, и заканчивая этот срок правления мультилатералистом, так сказать, не однополярным миром, а многосторонними отношениями с полным уважением к тому, что в начале своего 8-летнего правления осталось за бортом политики Соединенных Штатов. В этом смысле, я думаю, со всех сторон будут сделаны дипломатические реверансы и типичная дипломатическая встреча, которая ни к чему не обязывает. В реальности между Соединенными Штатами и Евросоюзом есть, конечно, свои важные пункты, в том числе пункт об оборонной идентичности Европейского Союза, на который американцы когда-то смотрели очень косо. В конечном итоге, в виду всех этих политических международных событий, поскольку Америка поняла, что она нуждается, несмотря на то, что она супердержава, в поддержке, то Америка сейчас смотрит на эту оборонную инициативу гораздо более благосклонно, то есть понимающе. В том числе, конечно, есть какие-то встречные движения, например, со стороны Франции готовность больше участвовать в Афганистане, готовность больше принимать участие в НАТО. Так что, опять-таки здесь хорошее время для того, чтобы дипломаты поздравили друг друга с большим компромиссом, который был.



Юрий Векслер : Можно ли ждать каких-то перемен в этой политике, скажем, при приходе к власти Обамы?



Александр Гарин : Да, я думаю, что, конечно, если Обама придет к власти, да даже если МакКейн придет к власти, то эта эпоха головокружения от успехов, пользуясь словами Сталина, то есть эпоха того, что мы можем одним махом всех побивахам, обладая огромными ресурсами, огромным военным бюджетом и так далее и так далее, реализовать идеалистические программы так, как мы их понимаем в международной области, я думаю, что это, конечно, прошло. Как говорят сейчас многие аналитики, я использую заглавие одной из статей, - добро пожаловать обратно в историю! То есть конец истории вместе с его надеждами закончился. На мой взгляд, разговоры о том, что старый атлантизм устарел, это совершенно не связано никак с реальностью. Это так сказать, на автопилоте российская политика продолжает вставать с колен, утверждая, что у нее есть якобы стратегические альтернативы союза через ШОС с Китаем, Индией и так далее и так далее. На самом деле, нет. На самом деле, НАТО как было... то есть атлантизм как был, так он и останется. Он вечно в кризисе, поскольку это демократическая организация консенсуссного типа, то есть каждая мала страна там имеет, формально говоря, право вето. Внутри этого атлантизма некоторые новые подвижки, то есть Франция готова более тесно сотрудничать, а Америка извлечь свои уроки и смотреть более благосклонно на национальные особенности отдельных стран. Например, того, что Германия связана своим мандатом в отношении посылки войск. Она должна проходить фильтр принятия решений в парламенте. Поэтому много от Германии требовать нельзя. За что боролись, на то и напоролись. Такую Германию создали. Поэтому в данном случае эта попытка провозгласить какие-то альтернативные структуры безопасности, на самом деле, разорвана с действительностью, по-моему. На самом деле, так сказать, новый президент, конечно, хотел бы чего-то нового в этом отношении, но, на мой взгляд, реализм состоял бы только в том, чтобы Россия упрочила или вернее восстановила репутацию надежного партнера, который не шарахается из стороны в сторону по периметру и так далее. В данном случае, я уже говорил, Америка от головокружения от успехов переходит к реальной политике - сотрудничество по всем направлениям. То же самое можно было бы пожелать России. Разговоры о том, что атлантизм устарел - это абсолютно не соответствует реальности.