Евро-2008. Хорошая наследственность

Разгромом чемпионов мира голландцы напомнили о временах Ринуса Михелса

Четыре команды в первом туре заявили о претензиях на успех в турнире. Не на пресс-конференциях заявили, не в интервью своих руководителей, а на поле – качеством игры. Португалия, Германия, Голландия и Испания – вот этот квартет, четверка возможных полуфиналистов.


Первой из нее провела матч второго круга Португалия. И заявку подтвердила, досрочно выйдя в четвертьфинал после уверенного выигрыша у Чехии. Красивые голы соотечественников больше других, возможно, порадовали сидевшего на трибуне легендарного бомбардира Эйсебио. Более десяти лет назад он говорил нам в маленьком кабинете на стадионе «Бенфики», что мечтает дожить до какого-нибудь крупного успеха своих футбольных наследников в чемпионате мира или Европы. Их игра в нынешнем турнире подтверждает право считаться наследниками Эйсебио, Колуны, Симоэша, Торреша.


Но в еще большей степени походила игра голландцев в матче с итальянцами на игру их сборной 70-80-х годов, когда ею руководил великий тренер Ринус Михелс. Вспомнить этого прекрасного мастера еще до начала матча позволил облик одного из лучших его подопечных Марко Ван Бастена, который изменил прическу, если можно так сказать, «под молодого Михелса».


Это не больше чем штрих к портрету молодого ныне тренера Ван Бастена. А вот игра его команды, сочетающая все лучшие черты открытого Михелсом «тотального футбола» со всеми современными требованиями, не только штрих, но уже эскиз к творческому портрету как тренера, так и его команды.


Подтвердит ли Голландия свои претензии столь же яркой игрой во втором туре (вслед за чемпионами мира ее предстоит тестировать вице-чемпионам)? Продолжит ли атакующую феерию Германия в борьбе с Хорватией, которая бледной игрой с Австрией едва не заставила многих забыть об исторической победе на «Уэмбли»? Наконец, Испания, так ярко выглядевшая против посредственной России, сохранит ли запас энергии для преодоления Швеции? У всех этих лидеров первого тура тоже хорошая наследственность. Но природа – не гарантия, а лишь предпосылка.