Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.
Дмитрий Волчек: В Великобритании с пристальным вниманием следят за разгорающимся конфликтом в компании ТНК-ВР. На карту поставлены интересы крупнейшей британской нефтедобывающей компании «Бритиш Петролеум».
Наталья Голицына: Британские аналитики и эксперты единодушны в том, что возникший в ТНК-ВР конфликт интересов – не что иное, как попытка захватить контроль над компанией. И если «Бритиш петролиум» утратит свои позиции в России, считают они, это станет серьезным ударом не только по самой компании, но и по британской экономике в целом. Орган британских деловых кругов - газета «Файнэншл Таймс» - отмечает в этой связи, что сейчас ВР была бы счастлива, если бы ей удалось добиться соглашения, по которому она осталась бы миноритарным акционером в совместном предприятии с Газпромом или Роснефтью, которые могут завладеть акциями российских акционеров. Газета «Обзервер» проводит аналогию между битвой за будущее ТНК-ВР и борьбой легендарного британского разведчика Джеймса Бонда с советской разведкой. Газета считает, что в этой борьбе на карту поставлены репутации могущественных политиков и бизнесменов, в частности Дмитрия Медведева и Владимира Путина, а также квартета российских олигархов – совладельцев компании. Лондонская «Таймс» уверена, что весь конфликт инициирован Кремлем, который намерен захватить контроль над всем энергетическим сектором российской экономики. Газета предупреждает об опасности такой игры, и не только потому, что, как она пишет, «Газпром» контролируется болезненно чувствительными людьми в Кремле, но и потому, что российская нефть – жизненно важная часть мировой энергетической системы.
В интервью Радио Свобода политический редактор «Таймс» Майкл Биньон говорит о подоплёке конфликта.
Майкл Биньон: Сложилась очень тревожная ситуация; по сути дела речь идет о контроле за огромными нефтяными ресурсами России. При этом нужно учитывать два других важных обстоятельства: российская добыча нефти падает из-за некомпетентной технической эксплуатации месторождений; русских заботит не столько соблюдение технологии, сколько высокие цены на нефть. Государство в России хочет заполучить полный контроль над всеми энергетическими ресурсами, а ТНК-ВР – крупнейший негосударственный производитель нефти. И второе: четверо российских олигархов и директоров ТНК-ВР хотят усилить свою власть в этом совместном предприятии и пытаются заставить ВР или продать свою долю акций, или увеличить их полномочия.
Наталья Голицына: Но почему этот конфликт разразился именно сейчас?
Майкл Биньон: Частично потому, что энергетический кризис носит глобальный характер, а частично потому, что российские олигархи хотят консолидировать свои позиции, так как боятся, что Кремль попытается выжить их из этой компании и передать контроль «Газпрому». Кроме того, сейчас очень повысился спрос на нефть. Эксперты прогнозируют, что цены на нефть могут превысить 200 долларов за баррель, а глава «Газпрома» заговорил даже о 250 долларах.
Наталья Голицына: Как вы полагаете, этот конфликт носит экономический или же политический характер?
Майкл Биньон: В конце концов это превратилось в политический конфликт, хотя, казалось бы, речь идет об экономической проблеме. Но дело здесь в том, кто будет контролировать российские энергетические ресурсы, какой будет политика российского государства в отношении иностранных инвесторов, и в какой мере к ним будут относиться так же, как сейчас относятся к ВР. Если ВР все же заставят уйти с российского рынка или она потеряет там свои активы, у России возникнут серьезные трудности с привлечением иностранных инвесторов; возникнет ощущение, что это какое-то зловещее общество.
Наталья Голицына: На прошедшей в Стокгольме пресс-конференции председатель совета директором «Бритиш Петролеум» Питер Сазерленд заявил, что конфликт между ВР и российскими олигархами – это борьба за контроль над третьим по объему производителем нефти в России, а вовсе не внутренний производственный конфликт. По его мнению, речь идет о возобновлении практики корпоративного рейдерства, которая процветала в России в 90-е годы. «Владимир Путин, - сказал глава ВР, - считает рейдерство реликтом 90-х. Однако, к сожалению, наши российские партнеры продолжают его использовать». Сазерленд подчеркнул, что лидеры России не хотят или не способны вмешаться и остановить этот конфликт. «Это плохо для нас, плохо для компании и, конечно, плохо для самой России», - заявил Питер Сазерленд.