Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Томске Мелани Бачина.
Михаил Саленков: На Сибирском химическом комбинате в Томской области остановлен последний ядерный реактор, вырабатывающий оружейный плутоний. С его остановкой закончилась плутониевая эра в Томске. Теперь задача местно власти не допустите энергодефицита в регионе. Дело в том, что побочной функцией реакторов было теплоснабжение двух городов - Северска и части Томска. Регион уже выбран Минатомом в качестве площадки для строительства одной из новых атомных электростанций в России. Однако для этого необходима поддержка населения. Так что местным властям нужно теперь убедить жителей области, что от строительства АЭС регион только выиграет. В поддержку АЭС в городе прошел митинг.
Мелани Бачина: Атомная электростанция должна быть построена именно в Томской области. Минатом уже включил Томск в двадцатку регионов, где будут построены АЭС. Теперь главное - не упустить свой шанс. Строительство АЭС - это не только федеральные деньги, которые область получит, но и новые возможности для развития, уверяют местные власти. По словам генерального директора Сибирского химического комбината Владимира Короткевича, Росатом уже пригрозил: если жители региона скажут строительству АЭС нет - проект отдадут соседям.
Владимир Короткевич: Наша задача - не потерять последний, единственный шанс, потому что, по моему глубокому убеждению, если не будет в Томской области атомной станции, то удел Томской области - это удел Урюпинска уездного, и там никогда не будет реализована ни одна из амбициозных программ, с которой выступает губерния.
Мелани Бачина: На митинг в поддержку строительства АЭС пришли около тысячи человек - жители Северска, в основном работники работники СХК. Большинство из них убеждать в необходимости строительства АЭС не нужно.
- Нечего бояться радиации. В Европе вокруг них просто возят экскурсии, показывают, что все чисто, все нормально. Поэтому я только за строительство станции.
- Появятся новые рабочие места, и тогда будет расти наше население, дети у нас будут рождаться и в наши школы придет новое молодое поколение.
- Другого выхода нет, иначе мы перейдем к деревянным печкам, к углю и свечам.
Мелани Бачина: Директор Сибирского экологического агентства Алексей Торопов утверждает: прежде чем лоббировать такую стройку, власть должна выполнить несколько условий. Выполнить, а не пообещать.
Алексей Торопов: Нас волнует авария. Если она случится, к чему мы должны быть готовы? Вероятность есть. В первую очередь это страхование всех жителей. Все должны четко знать, что они застрахованы. Чьи это будут деньги, какой закон - мы должны быть застрахованы, все жители 30-километровой зоны вокруг места расположения АЭС. То есть у нас подпадает примерно 700 тысяч человек, такого нет нигде в России. Следующий момент очень важный - это индивидуальная защита населения, это и препараты йода, регулярно обновляемые в срок на все население 300-километровой зоны, а не как у нас - только 15 тысяч доз на Томск, на полумиллионный, и то, как экспертиза независимая была проведена, они оказались просрочены. Третий серьезнейший момент - транспортная развязка. У нас Томск, Северск, будущая агломерация - это, по сути, транспортная развязка для всей области. В принципе около 70% населения здесь живет. С дорогами у нас полный швах. Четвертое, естественно, должна быть проведена независимая общественная экспертиза на всех этапах рассмотрения проекта. К сожалению, прямого влияния эти все экспертизы на любом этапе не имеют. Поэтому пятое, самое главное условие: строительство может быть осуществлено Северской АЭС в Томской области только в случае одобрения населением Северска, Томска, Томского района, всех вместе взятых.
Мелани Бачина: В строительстве АЭС выгоды больше, чем рисков. Но проблема в том, что власть преследует свои интересы и не даст правдивых ответов на вопросы - о безопасности населения, поэтому население власти не доверяет и боится появления в регионе новой АЭС, уверен Юрий Лирмак, директор фирмы "Гражданская оборона", автор книги "Как выжить в Томской области".
Юрий Лирмак: Люди лишены возможности задать вопрос, потому что ответ всегда будет: у нас все хорошо и будет всегда все хорошо. Поэтому все, что касается отношения к этой теме, к радиофобии, вернее, не к радиофобии, а к собственным страхам… Потому что человек имеет право на страх, он избиратель, избирает такую власть, к сожалению, у которой нельзя спросить, какова ситуация на самом деле. Потому что у нас есть всегда так называемый государственный интерес, ну, напрямую сросшийся с частным в основном. Здесь он еще не сросся, но это, я думаю, очевидная перспектива. Может быть, это будет и неплохо, потому что чем больше частного капитала будет в атомном бизнесе, тем менее вероятны, на мой взгляд, будут аварии.
Мелани Бачина: На Сибирском химическом комбинате остановлен последний реактор АДЭ-5, построенный в советское время для производства плутония. Два реактора СХК вывели из работы по российско-американскому соглашению, заключенному в марте 2003 года. С остановкой реакторов два города - Северск и Томск - лишаются одного из источников теплоснабжения. И опасности, добавляет Алексей Торопов. По тому же российско-американскому соглашению уже достроена новая ТЭЦ в Северске. Так что вопрос энергодефицита - не что иное как спекуляция, уверен директор Сибирского экологического агентства.
Алексей Торопов: Мы могли эти реакторы остановить и раньше (я имею в виду мы – Россия), просто мы долгое время настаивали, например, на замене тепловых мощностей, но настаивали на том, чтобы заменить их станцией теплоснабжения АСТ-500, и затянули примерно лет на восемь остановку реактора.
Мелани Бачина: Тем не менее с населением Томской области власть намерена плотно поработать: несогласных со строительством АЭС убеждать, сомневающимся - разъяснять. Но, несмотря на то, что народ еще только определяется, администрация Северска уже готовится принимать строителей атомной электростанции.