Раздоры в "Яблоке" накануне съезда партии

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.



Кирилл Кобрин : Партия "Яблоко" сегодня в Москве провела заседание бюро, которое станет последним перед завтрашним 15 отчетно-перевыборным съездом. Планируется утвердить программу встречи. Главный вопрос предстоящего съезда, останется ли Григорий Явлинский лидером "Яблока", и какова судьба руководителя молодежного крыла партии Ильи Яшина и руководителя петербургского отделения Максима Резника, которых называют некоторые члены партии радикальной оппозицией. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.



Максим Ярошевский: Бюро партии началось в 15 часов в поселке Московский. Там же в субботу начнется пятнадцатый отчетно-перевыборный съезд, который продлится два дня. О повестке дня рассказывает пресс-секретарь Григория Явлинского Евгения Диллендорф.



Евгения Диллендорф : Два основных пункта: первый - это отчет, а второй - перевыборы. Третье - это, безусловно, подведение итогов внутрипартийной дискуссии и, на самом деле, очень большой работы по реформированию, наверное, партии это назвать сложно, но преобразования партии будут.



Максим Ярошевский: Основной вопрос, который должны решить в "Яблоке", - перевыборы руководящего состава. Большинство уверены, что Григорий Явлинский оставит за собой пост руководителя партии. Больше партийцев и журналистов волнует судьба других достаточно известных "яблочников" - Ильи Яшина и Максима Резника.



Евгения Диллендорф : Что касается Максима Резника, собственно говоря, это решение было принято при создании "Яблока" 15 лет назад. "Яблоко" - партия антинационалистическая, антисталинисткая и антиолигархическая. Поэтому сидеть в одной банке со сталинистами и нацистами для "яблочника" недопустимо. Тут даже не надо никому ничего ни рассказывать, ни объяснять. У Яшина проблема с нарушением партийных решений. Это все будет обсуждать съезд.



Максим Ярошевский: Говорила Евгения Диллендорф. Обоих "яблочников" сторонники Григория Явлинского считают членами внутрипартийной оппозиции. Лидер молодежного отделения партии Илья Яшин надеется, что даже если вопрос об его исключении из "Яблока" возникнет, то большинство его партийных соратников проголосуют против такого решения.



Илья Яшин : Мне жаль, что дискуссия в "Яблоке" приняла такие резкие формы, зачастую просто формы площадной брани, когда некоторые партийные функционеры позволяют себе просто откровенно хамить, поливать грязью своих товарищей по партии. Мне ненравится та терминология, которую нам навязывает руководство "Яблока", разделяя нас на радикалов и умеренных. Мне представляется, что спор идет не между радикалами и умеренными, мне представляется, что прогрессистам в "Яблоке" противопоставляют свою точку зрения комформистам. Когда нынешние лидеры "Яблока" говорят, что в партии никакого кризиса нет, конечно, они лукавят.


Если, на самом деле, говорить по существу, если называть вещи своими именами, то отбросить всю эту словесную мишуру и демагогию по поводу национальных ассамблей, по поводу участия в "маршах несогласных" и прочих упреков, спор очень простой. Явлинский и его ближайшее окружение считают, что "Яблоко" - это их партия, их личная собственность. Мы же - новые люди в "Яблоке", которые появились там 8-10 лет назад - считаем, что это и наша партия тоже. И вот об этом мы, собственно, спорим. Когда нас обвиняют в рейдерском захвате, я слышу в этих обиженных речах именно это - ребята, это наша партия, это наша собственность, вы пытаетесь отнять у нас наше детище, это рейдерский захват. Мы пришли не с улицы. Мы в "Яблоке" росли и становились политиками. Поэтому, я считаю, что мы имеем все основания претендовать на власть, иметь другую точку зрения. Это не должно быть поводом для того, чтобы нас травить, исключать из партии и давить на нас.



Максим Ярошевский: Готовы ли вы к тому, что завтра перед вами закроют дверь в партию "Яблоко"?



Илья Яшин : Я все-таки отношусь с одержимым оптимизмом к завтрашнему съезду. Я верю в свою партию, верю в товарищей по партии. И даже если решение о нашем исключении будет поставлено на голосование, я все-таки надеюсь, что съезд не позволит продавать этот вопрос. Люди просто будут голосовать против.



Максим Ярошевский: Лидера петербургского отделения "Яблока" Максима Резника руководство партии невзлюбило за его решение принять участие в национальной ассамблее, инициированной коалицией "Другая Россия". Более того, он являлся одним из членов совета ассамблеи. С обвинением Резник не согласен.



Максим Резник : С моей точки зрения, в партии ведется дискуссия, дискуссия достаточно острая, но мы бы хотели, чтобы она велась в уважительном и содержательном ключе. Мы к этому неоднократно призывали наших внутрипартийных оппонентов, но не всегда это получается, к сожалению. Мы сталкиваемся зачастую с навешиванием ярлыков и, в общем, прямыми оскорблениями со стороны, допустим, Сергея Митрохина. Мне это, конечно, кажется, просто не очень правильно, потому что это дискредитирует партию. Мне кажется, что ее сторонники или люди, которые интересуются политикой, должны видеть другой уровень дискуссии, содержательный. Очень надеюсь, что съезд именно в таком ключе и пройдет. Мы считаем, что "Яблоко" должно стать более открытой партий, более демократичной. Мы должны уходить от восприятия партии в общественном сознании, как партии Григория Явлинского. При всем уважении к Григорию Алексеевичу, надо понимать, что сегодня обществом больше востребована именно партия объединенных демократов, по крайней мере, с нашей точки зрения. Значит, нужно двигаться в этом направлении.



Максим Ярошевский: Конфликт возник из-за того, что вы приняли участие в национальной ассамблее. Настоящие "яблочники" не могут сидеть в одном ряду со сталинистами и ультралевыми. Как вы относитесь к этому заявлению?



Максим Резник : Партия совершенно спокойно относилась к национальной ассамблее, никак не высказывалась во время ее подготовки. Может быть, наверное, правильная позиция. "Яблоко" не участвовало в национальной ассамблее. Наверное, это тоже была правильная позиция. А в личном качестве принял участие целый ряд людей, в том числе Сергей Адамович Ковалев, Андрей Андреевич Пионтковский. Я думаю, что все вопросы о национальной ассамблее искусстве раздуваются. Мне кажется, что здесь нет большой проблемы. Это всего лишь была дискуссионная площадка, а не какая-то организация, где все объединились между собой. Я, как вы знаете, вышел из этой национальной ассамблее именно с той целью, чтобы перевести дискуссию в более содержательное и важное для партии русло, о котором я говорил уже.



Максим Ярошевский: Вице-президент центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что на предстоящем съезде у "Яблока" два сценария развития событий.



Алексей Макаркин : Одна тема - сможет ли Явлинский остаться во главе "Яблока"? Я думаю, что он останется во главе "Яблока". Она, действительно, очень связана с его фигурой, связана имиджево, связана организационно, в том числе Явлинского иногда принимают в Кремле. А что будет, если придет кто-то иной? Вопрос очень простой. Допустим, уйдет Явлинский. И что? Кто-нибудь из претендентов на кресло Григория Алексеевича Явлинского узнаваем? Здесь два плохих вариант. Один плохой вариант - это сохранение Григория Алексеевича Явлинского, угасание "Яблока", стагнация "Яблока". С другой стороны - это если свергнут Явлинского. Тогда появление какой-то совершенно периферийной фигуры, никому неизвестной, опять-таки вряд ли здесь есть какие-то возможности развития. У "Яблока" оба сценария и оба плохие.