"Яблоко" на пороге перемен

Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.



Марк Крутов : Сегодня в Подмосковье открылся двухдневный съезд партии «Яблоко». Одна из старейших демократических сил России переживает явный кризис. Главные вопросы съезда – останется ли лидером партии Григорий Явлинский, и какая судьба ждет руководителя молодежного крыла Ильи Яшина и главы петербургского отделения Максима Резника, в адрес которых звучит острая критика со стороны некоторых старожилов «Яблока». Сейчас со мной в студии наш корреспондент Мумин Шакиров, который сегодня был на съезде.


Добрый день, Мумин!



Мумин Шакиров : Добрый день!



Марк Крутов : Пока, насколько я понимаю, главным событием мероприятия, которое даже вопреки обычаю показали центральные российские телеканалы, стало программное выступление лидера «Яблока» Григория Явлинского.



Мумин Шакиров : Да, действительно, его выступление было очень долгим – почти час. В начале, когда собрались все в зале (около 125-130 человек) все было очень скромно. Это в поселке Московский все происходило. Конечно, журналисты ожидали какого-то конфликта или какой-то интересной политической интриги. Но все шло по сценарию – вначале минутой молчания почтили память погибшего дагестанского депутата Фарида Бабаева, но затем Явлинский выступил с докладом. Он подвел итоги работы партии с момента ее основания (партии 15 лет), но более интересные тезисы прозвучали тогда, когда он стал критиковать ныне действующую власть. По его словам, в России окончательно сформирована авторитарная политическая система.



Григорий Явлинский : …которая, по существу, не решила ни одну из проблем страны. При этом очевидное сворачивание демократических институтов, манипуляция выборами, фактически создание однопартийной системы. Это только верхушка айсберга. Главное то, что люди лишены не только справедливости, как и раньше, но и базовых прав – социальных, гражданских, политических, экологических, трудовых, любых. Бесправными оказались все граждане нашей страны и во всех ситуациях - при столкновении с правоохранительной системой, армией, чиновниками всех уровней с более богатыми и сильными. Ни одна социальная группа не может себя защитить.



Мумин Шакиров : Явлинский также говорил о высокой инфляции, о чрезвычайно дорогом высшем образовании и обременительном для населения здравоохранении, притом, что существуют беспрецедентные доходы от нефетегазового сектора. Конечно же, очень осторожно покритиковал президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина.



Григорий Явлинский : Мы считаем, что ключевой задачей является создание равных возможностей для людей. Однако Владимир Путин и Дмитрий Медведев полагаются на вертикаль, на государственный аппарат, на административную систему, а также на искусственные образования типа Общественной палаты или придуманных партий. Мы считаем, что кроме вертикали, состоящей из чиновников, в политике и общественной жизни должен участвовать слой честных, образованных, независимых, преданных стране политически активных деятелей. Вместо этого, они стараются один на один бороться с коррумпированными чиновниками, которым не верят. Это вызывает все больший разрыв между властью и людьми.



Мумин Шакиров : После этого Григорий Явлинский высказался о том, какими он видит дальнейшие перспективы партии, а именно, за что его часто критиковали – за то, что партия не хочет идти на сотрудничество с другими партиями как демократическими, так и не демократическими. Явлинский сказал, что партия «Яблоко» является демократической партией, оппозиционной демократической партией. Она должна сохранить свою самостоятельность.



Григорий Явлинский : Мы исходили из того, и этот тезис сформулировали очень жестко, что партия не может строить альтернативу с националистами, большевиками и сталинистами. С этой публикой мы построить альтернативу нынешней власти не можем и не сможем. К этой же публике мы относим и коррупционеров 90-х годов. Вот принципы, от которых, я не думаю, нужно отступать. В этом, собственно говоря, смысл, несмотря на то, что у этих сил сегодня есть деньги, есть возможности. Они могут пригласить, они могут пообещать, они могут стимулировать.



Марк Крутов : Слова Григория Явлинского, которые мы только что слышали, они, по-моему, направлены отчасти еще и в адрес некоторых членов партии «Яблока», такая критика. В том числе, речь идет об Илье Яшине, которого тоже несколько раз в партии обвиняли в сотрудничестве с экстремальными силами, с радикалами. Сегодня одна из главных интриг, собственно, этого съезда – это перевыборы руководства. Останется ли Григорий Явлинский на своем посту? Ждут ли какие-то дисциплинарные меры того же Яшина или, возможно, Максима Резника, главу петербургского отделения партии, в защиту которого, кстати, вчера вступились его коллеги в Петербурге, который претендует на пост лидера «Яблока»? На эту тему какие-то разговоры на съезде происходили?



Мумин Шакиров : Конечно, об этом говорят много, но сам Максим Резник, естественно, он претендент на должность председателя партии (его выдвинула петербургская организация), но он был очень корректен, очень осторожен в своих высказываниях. Я бы хотел, чтобы мы послушали господина Резника.



Максим Резник : Нужно обновленное «Яблоко», партия, которая создаст организационные содержательные предпосылки, чтобы партия стала партией объединенных демократов. Мы должны двигаться в общественном сознании от партии Григория Явлинского к партии объединенных демократов. Подчеркну, что это не личное отношение мое к Григорию Явлинскому. Я к нему как уважительно относился, так и отношусь, но в общественном сознании мы должны становиться партией объединенных демократов, то есть партией многоликой, партией, которая способна вобрать в свои ряды те демократические силы, которые сегодня в «Яблоке» не состоят.



Мумин Шакиров : Возможно, в партии «Яблоко» будут структурные изменения. Одно из них – это создание политического комитета наряду с Федеральным бюро. Господин Амосов, член Федерального бюро «Яблока» от Санкт-Петербурга, высказал свои предположения таким образом.



Михаил Амосов : Будет председатель партии, но, на самом деле, важнейшие политические решения будет принимать как раз политический комитет, который будет действовать как бы рядом с бюро. И члены бюро, кроме председателя, будут в его состав входить.



Мумин Шакиров : А как сейчас?



Михаил Амосов : А сейчас это бюро, вертикаль. Председатель возглавляет вместе с заместителями бюро и все. Слово «горизонталь» мне не очень нравится, но это что-то типа разделения властей. На самом деле, будет два органа – бюро, которое будет иметь широкие полномочия, например, в части подготовки выбор и так далее, и такой политический орган, который не будет иметь этих организационных возможностей как бюро. Там предполагается, что там будут авторитетные члены партии, но можно догадаться, что среди них будут, в том числе, и те, кто входит в нынешнее руководство партии, и этот орган, видимо, даст возможность присоединяться к работе партии каким-то видным демократам, которые сегодня в «Яблоке» не состоят. Я бы так сказал.


Я вам приведу мой любимый пример – Владимира Александровича Рыжкова. Я не понимаю, почему человек с такими взглядами не состоит сегодня в партии «Яблоко».



Мумин Шакиров : В кулуарах, естественно, говорят о том, что Григорий Явлинский должен покинуть пост председателя партии «Яблока». А кто будет? В настоящий момент, судя по высказываниям экспертов и тех, кто там присутствовал, в том числе и делегатов съезда, это Сергей Митрохин, депутат Московской городской думы. Естественно, потенциальный кандидат – это Максим Резник, о котором мы уже с вами говорили.



Марк Крутов : Спасибо, Мумин!