55 лет назад в ГДР произошло первое в странах социалистического лагеря народное восстание, жестко подавленное советскими войсками с применением боевой техники. Сегодня, согласно социологическим опросам, многие молодые немцы не имеют представления о трагических событиях тех дней.
Хотя тяжелая промышленность ГДР в первые послевоенные годы развивалась ударными темпами, товары первой необходимости – мясо, масло, фрукты и овощи – население получало по карточкам. В Западной Германии дела шли куда лучше. В 1952 году из ГДР в ФРГ бежало 180 тысяч человек. В апреле 1953-го в Восточной Германии резко подорожали яйца, мясо, конфеты, одежда, обувь и общественный транспорт.
А через месяц правительство ГДР объявило о повышении рабочих норм на производстве на 10%. В директиве Совета министров говорилось: «Правительство Германской демократической республики приветствует инициативу рабочих по повышению норм выработки». А на строительных объектах Берлина они были повышены еще на 25%.
16 июня 4 000 строителей направились к Бранденбургским воротам с намерением провести митинг у здания рейхстага. Демонстранты призывали к всеобщей забастовке. Строителей поддержали рабочие многих предприятий Восточного Берлина, служащие. К полудню следующего дня число манифестантов в городе достигло 150 000 человек.
Вот что сообщала тогда западногерманская общественная телекомпания НВДР: «Восточный Берлин – сущий ад. После демонстрации строителей начались столкновения между функционерами СЕПГ и рабочими. «Мы не хотим быть рабами!», - кричали демонстранты. Объявлена всеобщая забастовка. Многие магазины уничтожены и сожжены. Советские войска и народная полиция ГДР готовы открыть огонь. С Бранденбургских ворот сорвано красное знамя. На площадь Потсдамер-плац въехал танк. Улица Лайпцигер-штрассе оцеплена».
Затем раздались выстрелы. Репортер телекомпании НВДР продолжает: «100 тысяч демонстрантов находятся под огнем орудий. 16 убитых и более 100 раненых, горит торговый центр Колумбус Хаус».
Советский военный комендант быстро отреагировал на события в Восточном Берлине и ввел чрезвычайное положение. По радио объявили: «С 13:00 17 июня 1953 года в советском секторе Берлина вводится чрезвычайное положение. Все демонстрации, собрания, митинги и прочие скопления людей на улицах и площадях Берлина запрещаются. Тот, кто нарушит этот приказ, будет наказан по законам военного времени».
Сегодня, согласно социологическим опросам, многие молодые немцы считают, что во времена ГДР жизнь была сытой и безобидной. Многие старшеклассники не имеют ни малейшего понятия о том, что произошло в июне 1953 года. Вот что говорили мне ученики берлинской средней школы имени Хайнса Брандта:
- Моя мама говорит, что во времена ГДР жилось лучше. И среднее образование было лучше.
- Раньше все были равны, и не было таких социальных различий, как сейчас.
- Сейчас больше людей стало жить на улице. Во времена ГДР было больше работы.
Учитель истории Астрид Хартлиг жалуется, что учебный план оставляет слишком мало времени изучению истории ГДР: «Школьники в больших объемах изучают историю нацизма, а гэдээровскую эпоху – обзорно – только четыре недели».
Другая учительница истории Сюзанна Херхольд недавно устроилась работать в эту школу. «Меня шокировало то, что у детей, не живших во времена ГДР, сформировались позитивные представления о той эпохе, - говорит она. - А о том, что произошло 17 июня 1953 года, они вообще не слышали».
По поводу 55-й годовщины народного восстания в ГДР мюнхенская газета «Зюд Дойче Цайтунг» написала: «В истории Германии не так много дат, связанных с сопротивлением. Добропорядочный бюргер помалкивает в тряпочку, честный труженик послушно трудится, бравый солдат выполняет приказы, даже если они преступны. Если бы немцы всегда придерживались этого кодекса, то не было бы покушения на Гитлера 20 июля 1944 года, не было бы восстания против коммунистической диктатуры в 1953 году, не было бы падения Берлинской стены».