Музей Сахарова ищет поддержки у граждан

Правозащитники и лидеры оппозиции убеждены, что защита Музея Сахарова может превратиться в настоящее гражданское движение

Оппозиционные политики Борис Немцов и Гарри Каспаров совместно с правозащитниками Сергеем Ковалевым и Львом Пономаревым призвали россиян спасти своими пожертвованиями Музей Андрея Сахарова в Москве. Необходимо каждый месяц собирать по 350 тысяч рублей, чтобы общественный центр продолжал полноценную работу, заявляет его глава Юрий Самодуров. Сахаровский центр не откажется от финансовой помощи и со стороны государства, но больше надеется на граждан. Если деньги в самые короткие сроки найдены не будут, уже в августе в музее останутся работать только охрана и сотрудники коммунальных служб.


Американский фонд имена Андрея Сахарова на сегодняшний день единственный, кто финансирует музей в Москве. В месяц он выделяет 13,5 тысяч долларов. Этой суммы для полноценной работы недостаточно. По словам руководителя центра Юрия Самодурова, необходимо еще 15 тысяч долларов в месяц, чтобы оплачивать охрану, вести экскурсии, содержать музейные фонды и платить зарплату сотрудникам: «Практически все основные сотрудники предупреждены о возможном увольнении с 6 августа просто из-за отсутствия средств на зарплату. Уборщицы, электрики, охрана - только этот персонал может остаться. А вся команда музея... в общем, денег на наше существование нет».


Юрий Самодуров на этот раз ищет помощи у оппозиционных политиков. За одним столом сегодня на пресс-конференции сидели один из лидеров «Союза правых сил» Борис Немцов и лидер коалиции «Другая Россия» Гарри Каспаров. Оба уже договорились, что будут ежемесячно высылать по 25 тысяч рублей на счет Сахаровского центра. Но основные надежды все же на граждан, на их пожертвования, говорит Борис Немцов: «Я считаю принципиальным, чтобы все-таки в поддержке музея принимали участие не государство (это категорически неприемлемо) и не корпорации, так или иначе с ним связанные, а граждане. Такие вот пожертвования от граждан, а может быть, от маленьких и средних предприятий - это ровно то, что нужно музею. Музей должен, конечно, жить, но должен оставаться свободным и независимым».


Гарри Каспаров уверен, что в России достаточно людей, которые хотели бы помочь своими пожертвованиями музею имени известнейшего советского диссидента Андрея Сахарова, но они боятся это делать: «Сегодня в России страшно признаться, что ты помогаешь Музею Сахарова. Самое главное, видимо, покупать яйца Фаберже. Теперь вопрос: что является наследием духовным - яйца Фаберже или труды и жизнь Андрея Дмитриевича Сахарова? Надо переломить эту позорную ситуацию. Должно быть почетно поддерживать музей Сахарова, не надо прятаться».


Правозащитник Сергей Ковалев сразу выступил с предложением создать Народный музей поддержки Общественного центра Сахарова. Вскоре, считает он, такое объединение может вырасти в настоящее оппозиционное движение: «Начало таких сборов может оказаться все равно полезным. Потому что возникнет некое достаточно устойчивое движение - еще один способ достойной гражданской солидарности».


Чтобы перечислить деньги на счет Музея имени Сахарова можно зайти на его сайт. Там подробно описано, как и куда переводить финансовые средства, которые продлят жизнь музея.